Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Российская организация на общей системе налогообложения (вид деятельности - грузоперевозки) приобрела в Республике Беларусь оборудование (кабину для тягача). Каков порядок оформления сделки? Какие налоговые декларации надо сдать? Можно ли будет принять к вычету НДС с импортного товара?

Российская организация на общей системе налогообложения (вид деятельности - грузоперевозки) приобрела в Республике Беларусь оборудование (кабину для тягача). Каков порядок оформления сделки? Какие налоговые декларации надо сдать? Можно ли будет принять к вычету НДС с импортного товара?

В данном ответе представлен алгоритм действий покупателя при импорте товаров из стран ЕАЭС, к которым относится и Республика Беларусь.

1. Заключение контракта.

При заключении контракта необходимо обратить внимание на:

  • стоимость единицы товара и общую сумму контракта. Исходя из стоимости товара, рассчитывается налоговая база по НДС. От суммы контракта зависит, необходима ли постановка контракта на учет в уполномоченном банке. Обязанность постановки на учет не зависит от валюты контракта или валюты платежа. Такая обязанность возникает в случае, если сумма импортного контракта равна или превышает 3 млн рублей (п. 4.2 Инструкции N 181-И);
  • сроки оплаты товара и условия возврата платежа в случае неисполнения обязательств по поставке;
  • момент перехода права собственности на товар (хотя, как показывает практика, зачастую этот момент в контракте не отражается).

2. Документооборот при ввозе товаров из стран ЕАЭС.

Поставка импортного товара сопровождается документами, оформленными в соответствии с законодательством государства, из которого осуществляется ввоз. При ввозе из стран ЕАЭС, в т.ч. из Республики Беларусь, поставщик должен передать покупателю (подп. 3-6 п. 20 Протокола):

  • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. В указанных документах отметки таможенных органов не ставятся.

Ни Протокол, ни НК РФ не содержат перечня транспортных (товаросопроводительных) документов.

Исходя из разъяснений, представленных в письме Минтранса России от 30.09.2011 N СА-19/11175, при международных перевозках автомобильным транспортом целесообразно применять международную транспортную накладную CMR.

В письме ФНС России от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ указано, что при доставке груза в страну - участницу СНГ (или ввозе в Россию из одной из этих стран) перевозка может быть оформлена обычной товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т, если перевозку осуществляет российский перевозчик) или CMR (международной транспортной накладной).

Так, в Белоруссии применяются форма и инструкция по заполнению международной товарно-транспортной накладной "CMR", утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 N 11 (письмо Федеральной таможенной службы от 02.05.2012 N 04-30/22006);

  • счет-фактуру, оформленный в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС при отгрузке товаров, в случае если выставление (выписка) такого счета-фактуры предусмотрено законодательством этого государства. Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством, что возможно, на наш взгляд, при применении специального налогового режима, то вместо счета-фактуры может быть представлен иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров. Таким документом, по нашему мнению, может служить товарная накладная.

Указанные документы представляются в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по НДС, форма которой утверждена приказом ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@.

3. Принятие к учету товара.

Принятие к учету товара осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующим стандартом (ФСБУ 5/2019, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 26/2020), и зависит от того, для каких целей приобретался ввезенный товар (для реализации, ремонта ОС или в качестве ОС).

4. Определение налоговой базы по НДС.

Налоговая база для целей исчисления НДС определяется на дату принятия к учету импортированных товаров на основе их стоимости.

Дата принятия на учет товаров, ввозимых на территорию РФ, согласно позиции контролирующих органов определяется как дата отражения их на соответствующих счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов (смотрите письма Минфина России от 20.05.2021 N 03-07-13/1/38536, от 24.05.2019 N 03-07-13/1/37667, от 13.07.2016 N 03-07-13/1/41057).

Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику согласно условиям договора (контракта). Стоимость, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается по курсу ЦБ РФ также на дату принятия товаров к учету (п. 14 Приложения N 18).

5. Сроки уплаты и декларирования НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС.

Уплата НДС, а также представление налоговой декларации по НДС осуществляются не позднее 20-го числа, следующего за месяцем принятия товара на учет (пп. 19, 20 Протокола).

5.1 Уплата НДС.

При расчете НДС применяются:

  • ставки НДС, предусмотренные п. 2 и п. 3 ст. 164 НК РФ (п. 5 ст. 164 НК РФ);
  • или освобождение от уплаты налога в соответствии со ст. 150 НК РФ (п. 17 Приложения N 18).

С 01.01.2023 уплата НДС в связи с приобретением товаров, ввезенных из ЕАЭС, осуществляется путем перечисления денежных средств в бюджет в качестве ЕНП (письмо ФНС России от 02.09.2022 N СД-3-3/9545@).

5.2 Декларирование НДС.

Форма декларации, формат и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@.

В декларации необходимо заполнить:

  • Титульный лист;
  • раздел 1.

Разделы 2 и 3 включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации только при осуществлении операций с подакцизными товарами.

Одновременно с декларацией необходимо представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 20 Протокола:

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Порядок заполнения Заявления разъяснен в письме ФНС России от 10.05.2011 N АС-4-2/7439@.

Заполнение Заявления осуществляется отдельно по каждому договору, по которому был ввезен товар.

Заявление представляется:

а) на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде (диск, флеш-карта);

б) либо в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью налогоплательщика (смотрите письма ФНС России от 23.01.2018 N СД-4-3/1068@, от 01.07.2015 N ЗН-4-17/11507@, Минфина России от 26.02.2016 N 03-07-13/1/10931);

  • выписка банка, подтверждающая перечисление НДС в бюджет;
  • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
  • счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае, если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена, или иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;
  • договор (контракт).

При необходимости представляются и другие документы, предусмотренные п. 20 Протокола. Документы (кроме заявления) могут быть представлены как в оригиналах, так и в заверенных копиях.

6. Подтверждение уплаты ввозного НДС.

Рассмотрение заявления и подтверждение факта уплаты НДС (освобождения либо иного способа уплаты) или мотивированный отказ в соответствующем подтверждении осуществляется в течение десяти рабочих дней (п. 6 приложения 2 к Протоколу от 11.12.2009).

Если заявление было представлено на бумажном носителе, то три экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) в разделе 2 заявления. При этом налогоплательщик направляет два экземпляра заявления с отметкой налогового органа налогоплательщику государства-члена, с территории которого экспортированы товары. Срок, в течение которого налогоплательщик должен направить контрагенту его экземпляры, не установлен.

Если заявление было направлено в налоговый орган в форме электронного документа, то в этом случае подтверждение из налогового органа придет также в форме электронного документа. Поставщику в этом случае необходимо направить копии своего заявления и подтверждения, полученного от налогового органа, в электронном или бумажном виде (п. 6 Приложения 2 к Протоколу от 11.12.2009).

7. Вычет НДС, уплаченного при ввозе товаров из стран ЕАЭС.

Право на вычет сумм "ввозного" НДС возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором:

  • импортированные товары приняты к учету;
  • НДС по ним уплачен и отражен в соответствующих налоговой декларации и заявлении о ввозе товаров (с отметкой налогового органа об уплате налога (смотрите постановления АС Московского округа от 29.01.2018 N Ф05-20236/17, Седьмого ААС от 07.02.2018 N 07АП-44/18)).

Заявить вычет НДС по ввезенным товарам можно на общих основаниях - в пределах трех лет после принятия их на учет (пп. 1, 1.1 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 15.02.2017 N 03-07-13/1/8409).

В графе 3 книги покупок указываются номер и дата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС (подп "е" п. 6 Правил ведения книги покупок), в графе 7 - реквизиты документов, подтверждающих уплату налога (подп. "к" п. 6 Правил ведения книги покупок), в графе 14 - налоговая база, указанная в графе 15 заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (подп. "с" п. 6 Правил ведения книги покупок.

8. Представление статистической формы учета.

Статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891.

Статистическая форма учета представляется по всем товарам, перемещаемым между государствами - членами ЕАЭС, в т.ч. и по товарам, бывшим в употреблении (п. 6, подп. "а" п. 7 Методологии ведения статистики взаимной торговли, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2018 N 210).

Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности на сайте ФТС, не позднее десятого рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведена отгрузка товаров (пп. 8, 9 Правил).

График представления статистических форм в таможенные органы на весь 2023 г. представлен на сайте ФТС России: https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb2017/Help/#?topic=Stat_Grafik_SF.

Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена 

Ответ прошел контроль качества 

28 января 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.