Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация уплачивает налог на имущество по кадастровой стоимости. В сентябре 2021 года общество обратилось в Самарский областной суд с исковым заявлением об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения. Архивная кадастровая стоимость нежилого помещения, утвержденная актом Росреестра по Самарской области, по состоянию на 15.07.2019 установлена в размере 198 000 319,18 руб. (изменения были связаны с уменьшением площади помещения в результате продажи его части). В октябре 2022 года суд установил новую кадастровую стоимость нежилого помещения, равную рыночной, по состоянию на 15.07.2019 в размере 110 612 682 руб. Вправе ли организация произвести перерасчет налога на имущество с 15.07.2019?

Организация уплачивает налог на имущество по кадастровой стоимости. В сентябре 2021 года общество обратилось в Самарский областной суд с исковым заявлением об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения. Архивная кадастровая стоимость нежилого помещения, утвержденная актом Росреестра по Самарской области, по состоянию на 15.07.2019 установлена в размере 198 000 319,18 руб. (изменения были связаны с уменьшением площади помещения в результате продажи его части). В октябре 2022 года суд установил новую кадастровую стоимость нежилого помещения, равную рыночной, по состоянию на 15.07.2019 в размере 110 612 682 руб. Вправе ли организация произвести перерасчет налога на имущество с 15.07.2019?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация имеет право на перерасчет налоговой базы по налогу на имущество на основании абзаца четвертого п. 15 ст. 378.2 НК РФ с налогового периода 2019 года, но с учетом положений п. 7 ст. 78 и п. 4 ст. 89 НК РФ, устанавливающих соответственно трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога и трехлетний срок проведения выездной налоговой проверки.

Обоснование вывода:
НК РФ не предусмотрено применение для целей налогообложения кадастровой стоимости, отличной от внесенной в ЕГРН (смотрите письма ФНС России от 10.02.2021 N БС-4-21/1554@, Минфина России от 13.01.2021 N 03-05-05-01/494).
Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
Однако из этого правила есть исключения. Они закреплены в п. 15 ст. 378.2 НК РФ.
Согласно п. 15 ст. 378.2 НК РФ изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (смотрите письма ФНС России от 10.08.2021 N СД-4-21/11260@, от 14.12.2021 N БС-4-21/17449@, информацию ФНС России от 05.01.2021). Указанные положения применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 ст. 3 Закона N 334-ФЗ, письмо ФНС России от 10.08.2021 N СД-4-21/11260@ и др.).
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
То есть исключения из этого общего правила, установленные п. 15 ст. 378.2 НК РФ, предусматриваются не только в норме п. 15 ст. 378.2 НК РФ (в абзаце втором п. 15 ст. 378.2 НК РФ), но и в законодательстве о кадастровой оценке, в частности, в норме п. 2 ст. 18 Закона N 237-ФЗ.
Таким образом, в настоящее время для целей, предусмотренных законодательством РФ (в т.ч. и для целей налогообложения, исходя из п. 15 ст. 378.2 НК РФ), сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН, применяются в порядке, установленном п. 2 ст. 18 Закона N 237-ФЗ, а именно:
1) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости;
2) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону увеличения;
3) со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости, изменяемых вследствие:
а) исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, послужившего основанием для такого изменения;
б) внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;
в) исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном ст. 16 Закона N 237-ФЗ, в сторону уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости;
4) со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном ст. 16 Закона N 237-ФЗ или частью 2 ст. 17 Закона N 237-ФЗ;
5) со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с исправлением ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном ст. 16 Закона N 237-ФЗ, в сторону ее увеличения;
6) с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет;
7) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки, при определении кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном частью 5 ст. 16 Закона N 237-ФЗ;
8) с 1 января года, по состоянию на который рассчитан соответствующий индекс рынка недвижимости, при определении кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 ст. 19.1 Закона N 237-ФЗ.
Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемом случае измененная кадастровая стоимость применялась для цели налогообложения с 15 июля 2019 года (кадастровая стоимость применяется со дня внесения в ЕГРН измененных характеристик объекта недвижимости (п. 4 ч. 2 ст. 18 Закона N 237-ФЗ). Организация имеет право пересчитать начисленный налог на имущество за 2019 год.
В НК РФ не ограничен временной интервал, за который может быть подана уточненная налоговая декларация (расчет). Вместе с тем заметим, что специалистами финансового ведомства отмечается, что период перерасчета при изменении кадастровой стоимости налога на имущество физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 403 НК РФ, земельного участка в соответствии с п. 1.1 ст. 391 НК РФ определяется с учетом положений п. 7 ст. 78 и п. 4 ст. 89 НК РФ, устанавливающих соответственно трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога и трехлетний срок проведения выездной налоговой проверки (письма Минфина России от 15.03.2019 N 03-05-06-01/16964, от 15.02.2019 N 03-05-06-01/9456, от 15.07.2019 N 03-05-05-02/52329, от 11.07.2019 N 03-05-04-02/51243, от 05.04.2019 N 03-05-06-02/23839). На наш взгляд, аналогичный подход может быть применен и в отношении налога на имущество организаций.
Таким образом, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).
При этом если уплата налога произведена до представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, то предусмотренный п. 7 ст. 78 НК РФ срок исчисляется с даты представления указанной декларации (расчета), но не позднее срока, установленного для ее (его) представления в налоговый орган (смотрите п. 14 письма ФНС России от 28.07.2021 N БВ-4-7/10638, письмо Минфина России от 15.06.2012 N 03-03-06/1/309, определения Верховного Суда РФ от 16.11.2021 N 308-ЭС21-12599, от 29.11.2019 N 309-ЭС19-21777, от 21.10.2019 N 301-ЭС19-18524, постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Налогообложение недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости (ноябрь 2022 г.);
- Вопрос: С какого налогового периода организация имеет право пересчитать налог на имущество в случае изменения кадастровой стоимости вследствие установления рыночной стоимости объекта недвижимости? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2022 г.)
- Вопрос: Дата начала применения уменьшенной по решению суда кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельных участков для целей исчисления налога на имущество организаций и земельного налога (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2021 г.);
- Вопрос: Пересчет налога на имущество организаций в связи с исправлением ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.);
- Вопрос: Перерасчет налога на имущество организаций в связи с уменьшением в 2020 году кадастровой стоимости по решению суда (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.);
- Вопрос: Возврат излишне уплаченного налога на имущество исходя из кадастровой стоимости в случае исключения объекта недвижимого имущества из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2022 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

16 декабря 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.