Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 01.10.2020 N 2920-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан" утверждена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ООО, по состоянию на 01.01.2020. Дата внесения записи в ЕГРН - 26.12.2020. Решением суда (по иску ООО) в декабре 2021 года утверждена новая кадастровая оценка земельного участка. В резолютивной части указано, что датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27.04.2021. Новая кадастровая стоимость по решению суда значительно ниже установленной распоряжением. За какой период можно пересчитать земельный налог, уплаченный ранее ООО по кадастровой стоимости, установленной распоряжением: с 01.01.2021 или с другого периода?

Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 01.10.2020 N 2920-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан" утверждена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ООО, по состоянию на 01.01.2020. Дата внесения записи в ЕГРН - 26.12.2020. Решением суда (по иску ООО) в декабре 2021 года утверждена новая кадастровая оценка земельного участка. В резолютивной части указано, что датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27.04.2021. Новая кадастровая стоимость по решению суда значительно ниже установленной распоряжением. За какой период можно пересчитать земельный налог, уплаченный ранее ООО по кадастровой стоимости, установленной распоряжением: с 01.01.2021 или с другого периода?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Сведения о новой кадастровой стоимости должны учитываться начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2020 распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 01.10.2020 N 2920-р, то есть с 01.01.2021.
В таком случае земельный налог в 2020 году определяется исходя из прежней кадастровой стоимости, пересчитывать авансовые платежи по земельному налогу организации следует только за 2021 год.

Обоснование позиции:
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 391 НК РФ.
Согласно п. 1.1 ст. 391 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее - Закон N 374-ФЗ) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и п. 1.1 ст. 391 НК РФ.
Отметим, что с 01.01.2021 в абзаце втором п. 1.1 ст. 391 НК РФ установлено только одно специальное правило для изменения кадастровой стоимости земельного участка - для случая изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости (подп. "а" п. 49 ст. 2, ч. 5 ст. 9 Закона N 374-ФЗ).
Проведение государственной кадастровой оценки регулируется нормами Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ).
Норма ч. 2 ст. 18 Закона N 237-ФЗ определяет порядок применения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения*(1).
В частности, подпункт 1 ч. 2 ст. 18 Закона N 237-ФЗ устанавливает, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу такого акта.
В данном случае прежде всего речь пойдет об изменении кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода в плановом порядке в связи с проведением очередной кадастровой оценки (т.е. не в связи с изменением характеристик участка или исправлением ошибок, а также не в связи с установлением рыночной стоимости объекта налогообложения).

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода в связи с проведением очередной кадастровой оценки

В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона N 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Законом N 237-ФЗ принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом N 237-ФЗ распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 01.10.2020 N 2920-р по состоянию на 01.01.2020 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан (далее - Распоряжение N 2920-р)*(2).
С учетом подп. 1 ч. 2 ст. 18 Закона N 237-ФЗ применять такой нормативно-правовой акт, вступающий в силу с 21.10.2020, следует не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу (смотрите также кассационное определение ВС РФ от 23.09.2020 N 18-КАД20-11-К4 (приведено в п. 6 Обзора правовых позиций КС РФ и ВС РФ, направленного письмом ФНС России от 01.02.2021 N БВ-4-7/1078@)
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
Соответственно, сведения о новой кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2020 Распоряжением N 2920-р, внесенные в ЕГРН 26.12.2020, должны учитываться для целей определения налоговой базы по земельному налогу начиная с 01.01.2021.
В силу п. 1.1 ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка осуществленное в течение налогового периода, не должно учитываться при определении налоговой базы в 2020 году и предыдущих налоговых периодах.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие оспаривания результатов определения кадастровой стоимости путем обращения в суд

В силу положений ч. 1 ст. 245 КАС РФ, ч. 1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ, ч. 7 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
В соответствии с абзацем вторым п. 1.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости*(3).
В рассматриваемой ситуации, как мы поняли из вопроса, новая кадастровая стоимость земельного участка была установлена судом в 2021 году в размере его рыночной стоимости. Следовательно, для целей определения налоговой базы по земельному налогу сведения о новой кадастровой стоимости должны учитываться начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2020 в соответствии с Распоряжением N 2920-р, то есть с 01.01.2021.
В таком случае земельный налог в 2020 году определяется исходя из прежней кадастровой стоимости, пересчитывать авансовые платежи по земельному налогу следует только за 2021 год.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Определение базы по земельному налогу (по кадастровой стоимости земельного участка);
- Вопрос: Как часто происходит переоценка кадастровой стоимости земельного участка? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

19 мая 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Из анализа нормы ч. 2 ст. 18 Закона N 237-ФЗ следует, что иное, о котором идет речь в п. 1.1 ст. 391 НК РФ, предусмотрено для случая изменения характеристик участка, исправления ошибок, а также после оспаривания кадастровой стоимости.
*(2) Ранее результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения (вне населенных пунктов), расположенных на территории Республики Татарстан по состоянию на 01.01.2014, были утверждены распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24.11.2014 N 2573-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения (вне населенных пунктов), расположенных на территории Республики Татарстан".
*(3) В общем случае следует учитывать положения п. 2.1 ст. 52 НК РФ (в редакции Закона N 374-ФЗ), согласно которым перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено п. 2.1 ст. 52 НК РФ.
При этом нормой абзаца второго п. 2.1 ст. 52 НК РФ установлено, что перерасчет, предусмотренный абзацем первым п. 2.1 ст. 52 НК РФ, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм земельного налога.