Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Предприятие на ЕСХН арендует площади в выставочном центре г. Санкт-Петербурга для рекламы своей продукции и для дальнейшего заключения договоров с потенциальными покупателями. Имеет ли предприятие право признать расходы на аренду выставочной площади и соответствующего оборудования как расходы?

Предприятие на ЕСХН арендует площади в выставочном центре г. Санкт-Петербурга для рекламы своей продукции и для дальнейшего заключения договоров с потенциальными покупателями. Имеет ли предприятие право признать расходы на аренду выставочной площади и соответствующего оборудования как расходы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация на ЕСХН вправе признавать расходы по аренде выставочной площади и соответствующего оборудования либо как расходы на рекламу в соответствии с подп. 20 п. 2 ст. 346.5 НК РФ, либо как арендные платежи в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

Обоснование позиции:
Налоговой базой по ЕСХН признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ).
Для целей формирования налоговой базы по ЕСХН налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, предусмотренных п. 2 ст. 346.5 НК РФ, перечень которых является закрытым.
При этом расходы, указанные в п. 2 ст. 346.5 НК РФ, принимаются для целей формирования налоговой базы по ЕСХН при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 3 ст. 346.5 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Так, в соответствии с подп. 20 п. 2 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения по ЕСХН налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы на рекламу производимых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В свою очередь, в силу абзаца 2 п. 3 ст. 346.5 НК РФ расходы, указанные в подп. 20 п. 2 ст. 346.5 НК РФ, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Так, согласно подп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.
При этом в п. 4 ст. 264 НК РФ перечислены виды рекламных расходов, в частности, в соответствии с абзацем 4 п. 4 ст. 264 НК РФ к рекламным расходам причислены и расходы на участие в выставках, ярмарках и экспозициях.
К расходам на участие в выставках, ярмарках, экспозициях следует относить расходы по оплате вступительных взносов, разрешений и т.п. для участия в подобных выставках (письма Управления МНС России по г. Москве от 19.11.2004 N 26-12/74944, от 15.12.2003 N 23-10/4/69784). Соответственно, к расходам на участие в выставках относятся и арендные платежи, которые организация производит за аренду выставочной площади и специального оборудования для этих целей.
Как указывается в письмах Минфина России от 06.04.2021 N 03-03-06/1/25182, от 23.12.2020 N 03-03-06/1/113077, от 20.08.2018 N 03-03-06/1/58760, расходы налогоплательщика, возникающие в связи с осуществлением мероприятий, соответствующих положениям Федерального закона N 38-ФЗ, и поименованные в абзацах втором-четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ, учитываются для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме.
Между тем ни ст. 264 НК РФ, ни иные нормы действующего законодательства не раскрывают перечень затрат, включаемых в расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, а также что именно понимается под оформлением витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов и какие затраты относятся к используемым в этих целях расходам. Следовательно, при классификации затрат и определении возможности отнесения их к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, целесообразно руководствоваться фактическим использованием тех или иных предметов в указанных целях (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 по делу N А43-1729/2004-32-152).
Если организация может доказать, что все осуществленные ею расходы непосредственно связаны с участием в выставке, в том числе и аренда выставочных площадей, то такие расходы могут быть признаны рекламными расходами. Таким образом, с учетом отсылочной нормы абзаца 2 п. 3 ст. 346.5 НК РФ расходы на участие в выставках организации на ЕСХН признаются расходами на рекламу в соответствии подп. 20 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 01.09.09 N Ф09-6417/09-СЗ признал правомерным включение организацией на ЕСХН затрат на участие в выставке в составе расходов, уменьшающих сумму налога.
Отметим, что в случае несоответствия затрат по оплате аренды выставочной площади и специального оборудования критериям рекламных расходов организация на ЕСХН вправе признать такие расходы по подп. 4 п. 2 ст. 346.5 НК РФ как расходы по уплате арендных платежей за арендуемое имущество.
При этом относительно вида арендуемого имущества (рыболовное судно, земельный участок или др.) в подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ никаких ограничений не предусмотрено (письма ФНС России от 24.06.2010 N ШС-37-3/4961@, Минфина России от 26.06.2009 N 03-11-06/1/24, от 22.07.2008 N 03-11-04/1/10).
Согласно подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Таким образом, арендные платежи учитываются в составе расходов по мере их фактического перечисления арендодателю.
Однако если налогоплательщик производит уплату арендных платежей за используемое в предпринимательской деятельности имущество авансом, такие платежи должны уменьшать налоговую базу равномерно (как это указано в договоре аренды) по мере получения услуг. Такие разъяснения даны контролирующими органами в отношении налогоплательщиков, применяющих УСН (письма Минфина России от 30.03.2012 N 03-11-06/2/49, от 14.11.2005 N 03-11-04/2/132, УФНС по г. Москве от 10.11.2005 N 18-11/3/82713), однако их логика может применяться и налогоплательщиками ЕСХН.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Общий порядок определения расходов при ЕСХН;
- Энциклопедия решений. Расходы на аренду при ЕСХН;
- Энциклопедия решений. Учет расходов на рекламу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек

Ответ прошел контроль качества

13 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.