Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Если импортные товары, подлежащие прослеживаемости, приобретаются внутри страны и организация является конечным потребителем, должна ли она подать в налоговую инспекцию Уведомление о ввозе товаров?

Если импортные товары, подлежащие прослеживаемости, приобретаются внутри страны и организация является конечным потребителем, должна ли она подать в налоговую инспекцию Уведомление о ввозе товаров?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В настоящее время и до вступления в силу Порядка функционирования национальной системы прослеживаемости импортных товаров и Перечня товаров, подлежащих прослеживаемости (далее - Документы, Перечень) у налогоплательщиков отсутствует обязанность по исполнению требований, установленных в НК РФ с 01.07.2021 для лиц, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Исходя из того, что документы, принятые в целях реализации национальной системы прослеживаемости, не должны противоречить Соглашению, а также должны учитывать замечания, перечисленные в Заключении по процедуре ОРВ, полагаем, что в настоящее время можно сделать следующие выводы.
1. На момент вступления в силу Перечня Уведомление об остатках товаров, включенных в Перечень, должно подаваться в отношении только тех товаров, которые предназначены для реализации.
Поэтому, например, не подается Уведомление об остатках товаров, числящихся на дату вступления в силу Перечня в составе основных средств или в составе запасов, предназначенных для использования для собственных нужд.
Уведомление об остатках таких активов подается после принятия решения об их реализации (но до совершения такой операции). В Уведомлении об остатках таких товаров отражается любой первичный документ - справка, составленная на основании приказа или решения о реализации конкретного перечня ОС или запасов, т.е. необязательно составление именно инвентаризационной описи.
2. При приобретении импортных товаров для собственных нужд на территории РФ (независимо от того, является ли поставщик импортером этих товаров) после вступления в силу Документов организация должна в учетной системе отражать реквизиты прослеживаемости (в частности, РНПТ), указанные в документах поставщика.
Данные о приобретении таких ТПП отражаются в Декларации по НДС или в Отчете об операциях с ТПП (если товары были приобретены у лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС).
При этом Отчет об операциях с ТПП подается в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором товары были приобретены, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика).
При использовании приобретенных ТПП, предназначенных для использования для собственных нужд, в т.ч. в качестве основных средств, никакие документы (Отчеты об операциях с ТПП, Уведомления и прочие документы) не подаются.
Отчеты об операциях с ТПП в отношении таких основных средств и запасов, приобретенных для использования в собственных нуждах, должны подаваться при их списании (в случаях ликвидации, утраты, конфискации и т.п.), передаче в уставный фонд и иных аналогичных операциях.
Хотя не исключено, что при разработке нового Порядка будет предусмотрено выбытие товара из прослеживаемости при вводе его в эксплуатацию в качестве основного средства (или при принятии ТПП на учет в составе капитальных вложений) и отражение такой операции в Отчете об операциях с ТПП с указанием соответствующего кода.

Обоснование позиции:
В странах - членах ЕАЭС внедряется система прослеживаемости товаров в целях контроля за их оборотом (Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ратифицировано Федеральным законом от 02.12.2019 N 386-ФЗ) (далее - Соглашение)).
Прослеживаемости подлежат импортные товары, указанные в специальном Перечне, в т.ч. приобретенные до вступления в силу Перечня (изменений к нему), и имеющиеся в остатках на дату вступления в силу Перечня (изменений к нему) (независимо от их предназначения - материалы, товары или основные средства).
Информация о том, что товар является импортным, должна отражаться в сертификате соответствия (или в декларации о соответствии), оформленном на этот товар. Код ТН ВЭД можно определить по сертификату или декларации о соответствии на сайте https://pub.fsa.gov.ru/rss/certificate.
Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости в рамках национальной системы прослеживаемости, и порядок функционирования этой системы утверждаются Правительством РФ.
В настоящее время такие документы (далее - Документы, Перечень) не утверждены*(1). Информацией о разработке и сроках утверждения Документов мы не обладаем.
Поэтому до вступления в силу указанных Документов у налогоплательщиков, осуществляющих операции с ТПП, отсутствует обязанность по исполнению соответствующих норм, установленных с 01.07.2021 в НК РФ в редакции Федерального закона РФ от 09.11.2020 N 371-ФЗ (далее - Закон N 371-ФЗ) (см. письмо ФНС России от 30.06. 2021 N ЕА-4-15/9208@).
При этом после вступления в силу указанных Документов, планируется установление переходного периода (не менее 1 года) в течение которого налогоплательщиков не будут привлекать к ответственности за нарушения Закона N 371-ФЗ.
Реализация прав налогоплательщиков на применение налоговых вычетов по НДС и расходов в целях исчисления налога на прибыль и налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не зависит от условия соблюдения Правил и норм Закона N 371-ФЗ и не препятствует осуществлению операций с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Общие обязанности налогоплательщиков, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости

Совершая операции с ТПП организации и ИП должны соблюдать специальные требования законодательства (п. 2.3 ст. 23, ст. 169 НК РФ в редакции Закона N 371-ФЗ), которые вступили в силу с 01.07.2021, но фактически должны выполняться после вступления в силу Документов. А именно:
1. Указывать реквизиты прослеживаемости (в частности, регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости, далее - РНПТ) в электронных счетах-фактурах, документах об отгрузке товара (работ, услуг), включающих в себя счет-фактуру, или документах об отгрузке товара (работ, услуг)*(2).
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 N 534 внесены соответствующие изменения в формы счетов-фактур, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, далее - Постановление N 1137). См. также Обзор изменений, внесенных в постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, май 2021 г.).
2. Представлять в налоговый орган в электронном виде:
- уведомление о ввозе ТПП с территории другого государства - члена ЕАЭС на территорию РФ и иные территории, находящиеся под юрисдикцией РФ;
- уведомление о перемещении ТПП с территории РФ в государства - члены ЕАЭС;
- уведомление об имеющихся остатках ТПП;
- отчет об операциях с ТПП (далее - Отчет) (не подается плательщиками НДС, за исключением некоторых случаев, подробнее далее).
Формы, форматы, и порядок заполнения указанных документов приведены в письме ФНС России от 14.04.2021 N ЕА-4-15/5042@ и в Проекте приказа "Об утверждении форм, форматов, порядков заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости" (подготовлен ФНС России 06.03.2021).
Участники оборота ТПП обязаны организовать их учет в составе соответствующих активов (товаров, запасов) в разрезе партий ввезенных/приобретенных товаров с указанием РНПТ и единицы измерения.
Такой учет необходим для выполнения требований законодательства о прослеживаемости товаров, заключающихся в контроле движения каждой партии товара начиная от ввоза на территорию РФ и заканчивая выбытием товара из системы прослеживаемости в связи с его реализацией конечным потребителям (физлицам), вывозом за рубеж, списанием, в т.ч. в производство и т.п.

Учет товаров, подлежащих прослеживаемости, приобретаемых на территории РФ

Исходя из того, что Документы, принимаемые в целях реализации национальной системы прослеживаемости, не должны противоречить Соглашению, а также с учетом замечаний, перечисленных в Заключении по процедуре ОРВ, которые должны быть учтены в новом проекте постановления Правительства РФ, устанавливающем порядок функционирования национальной системы прослеживаемости товаров, полагаем, что можно сделать следующие выводы:
1. В отношении остатков товаров, числящихся на складе, в составе основных средств на дату вступления в силу Перечня.
При наличии остатков ТПП на дату вступления в силу Перечня (его изменения) - собственник таких ТПП направляет Уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, в налоговый орган (далее - Уведомление).
В Уведомлении можно указать любой первичный документ, свидетельствующий о наличии прослеживаемого товара на остатках (бухгалтерская справка, инвентаризационная описи и иные первичные документы). В Уведомлении и указанных документах должен быть указан либо код ТН ВЭД, либо ОКПД 2, соответствующий Перечню. Также в Уведомлении указывается (если известно) номер декларации на товары, указанный в счете-фактуре поставщика.
Налоговый орган в срок не позднее следующего календарного дня с даты получения указанного Уведомления присваивает РНПТ и сообщает его налогоплательщику в электронной форме.
1.1. Если на дату вступления в силу Документов у организации числятся остатки товаров, указанных в Перечне, которые не предназначены для продажи, а приобретены для использования в собственных нуждах (в т.ч. в качестве основных средств), то Уведомление об остатках в отношении таких активов (не являющихся товаром для целей НК РФ (п. 3 ст. 38 НК РФ)), по нашему мнению, не подается.
Уведомление об остатках потребуется подать перед реализацией таких запасов или основных средств (т.е. когда они получат статус товара в понимании НК РФ).
Отметим, что в настоящее время на основании проекта постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров" представители налогового органа отмечают, что срок представления Уведомления об остатках не установлен*(3). При этом такое Уведомление должно быть подано до совершения операции, требующей передачи РНПТ в информационную систему.
Например, Уведомление об остатках должно быть подано в любое время после вступления в силу Документов, но до даты реализации основного средства - поскольку при оформлении документов (счета-фактуры, отгрузочных документов) в них указываются реквизиты прослеживаемости, в т.ч. РНПТ (в графах 12, 12а и 13 счета-фактуры).
2. В отношении товаров, приобретаемых для собственных нужд после вступления в силу соответствующих Документов.
При реализации организации ТПП поставщики (плательщики НДС) должны будут выставлять в электронной форме счета-фактуры в формате, утвержденном приказом ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820@. Лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, передают в электронном виде в этом же формате документ об отгрузке товаров (с функцией "ДОП").
В связи с этим организации необходимо будет обеспечить получение и передачу таких документов по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 1.1 и 1.2 ст. 169 НК РФ).
В общем случае информация о приобретении и реализации Товаров налогоплательщиками НДС должна отражаться в Декларации по НДС.
Налогоплательщики НДС должны представлять Отчет:
- при приобретении товара (в т.ч. через агентов, комиссионеров) у неплательщиков НДС (освобожденных от уплаты НДС);
- при совершении операций по прекращению/возобновлению прослеживаемости товаров;
- при совершении операций по реализации (передаче), приобретению (получению) товаров, подлежащих прослеживаемости, не признаваемых объектом налогообложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ и (или) освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ.
Отчет представляется в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (квартал), в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика).
Отметим, что если после вступления в силу Перечня организацией приобретаются ТПП в целях использования их в качестве основных средств (или в целях использования для собственных нужд, без цели передачи права собственности на них в дальнейшем), то в учете организации отражаются РНПТ, указанные в документах поставщика.
Полагаем, что передача приобретенного товара в эксплуатацию в качестве основного средства не должна отражаться в Отчете об операциях с ТПП (в настоящее время отсутствует код для такой операции) или в ином документе.
При этом прослеживаемость ТПП, приобретенного организацией в целях использования для собственных нужд (как основное средство, например) прекращается в общем случае через пять лет после последней операции с ним (исходя из п. 1 ст. 6 Соглашения), если меньший срок не будет предусмотрен Порядком, устанавливающим правила функционирования национальной системы прослеживаемости товаров.
Отметим, что в Заключении по процедуре ОРВ указано, что при передаче ТПП в производство должна быть "исключена прослеживаемость товаров, используемых в качестве основных средств".
По нашему мнению, это означает, что передача ТПП в эксплуатацию в качестве основного средства не должна отражаться как передача в производство покупателем в Отчете об операциях.
Хотя, например, в Рекомендациях по доработке систем автоматизаций складского и бухгалтерского учета налогоплательщиков в интересах прослеживаемости, размещенных на сайте ФНС России (https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/spt/), указано, что включение ТПП в состав основных средств относится к прекращению прослеживаемости и подлежит отражению в Отчете об операциях (с указанием реквизитов Акта приема-передачи основных средств (ОС-1)). Однако в Отчете об операциях с ТПП такая операция отсутствует.
Не исключено, что при разработке нового Порядка будет предусмотрено выбытие товара из прослеживаемости при вводе его в эксплуатацию в качестве основного средства (или при принятии ТПП на учет в составе капитальных инвестиций).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Счет-фактура, книга покупок, книга продаж - июль 2021. Обзор изменений, внесенных в постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, май 2021 г.);
- Вопрос: Порядок отражения реквизитов документа об отгрузке в счете-фактуре и УПД с 1 июля 2021 года (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

5 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Проект постановления Правительства РФ "Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации", который должен был вступить в силу с 01.07.2021, не утвержден.
Перечень ТПП содержался в постановлении Правительства РФ от 13.02.2021 N 181. Данный Перечень являлся Приложением к Положению о проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, который закончился 30.06.2021.
Таким образом, после 01.07.2021 данный Перечень не действует. Отметим, что сервис по проверке товара на прослеживаемость пока работает в тестовом режиме (https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/traceability).
Не утвержден и Проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров" (подготовлен Минфином России 08.04.2021, но получил отрицательное заключение от 28.05.2021).
*(2) При формировании в электронной форме счетов-фактур, документа об отгрузке товара (работ, услуг), включающего в себя счет-фактуру, или документа об отгрузке товара (работ, услуг) необходимо руководствоваться форматом, утвержденным приказом ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820@, в котором установлен единый формат, который в соответствии с п. 2 приложения к Приказу в зависимости от выбранной составителем документа функции может использоваться как:
- счет-фактура (функция "СЧФ");
- счет-фактура, применяемый при расчетах по НДС, и первичный учетный документ о передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав) (функция "СЧФДОП");
- документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа о оказании услуг) (функция "ДОП").
Организации - плательщики НДС используют функцию документа:
- счет-фактура (функция "СЧФ") или
- счет-фактура, применяемый при расчетах по НДС, и первичный учетный документ о передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав) (функция "СЧФДОП").
Организации, не являющиеся плательщиками НДС, используют функцию документа:
- документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документ об оказании услуг) (функция "ДОП").
*(3) Смотрите форум ФНС по прослеживаемости (https://forum.nalog.ru/index.php?showforum=161).