Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Как учитывается в налоговом учете коммерческой организации на общей системе налогообложения субсидия, предоставляемая из федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции?

Как учитывается в налоговом учете коммерческой организации на общей системе налогообложения субсидия, предоставляемая из федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При получении организацией в данном случае субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции она не будет подлежать налогообложению налогом на прибыль при условии, что организация по состоянию на 01.03.2020 включена в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" в единый реестр субъектов МСП и ведет деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434. В противном случае сумма полученной субсидии будет включаться в расчет налогооблагаемой прибыли в соответствии с порядком, предусмотренным п. 4.1 ст. 271 НК РФ.

Обоснование позиции:
Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам МСП и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции утверждены постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 (далее - Постановление N 976). Согласно п. 1 данных правил субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).
Доходом для целей налогообложения прибыли признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).
К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном соответственно ст.ст. 249, 250 НК РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ).
Пунктом 8 ст. 250 НК РФ установлено, что к внереализационным доходам относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. Для целей главы 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ). Данные нормы применяются и в отношении субсидий, полученных на финансирование расходов (смотрите, например, письмо ФНС России от 27.02.2019 N СД-4-3/3427@, письмо Минфина России от 15.09.2016 N 03-03-06/1/53928).
Таким образом, субсидия, полученная коммерческой организацией, являющейся субъектом МСП, на основании Постановления N 976 подлежит включению в расчет налогооблагаемой прибыли в качестве внереализационного дохода, если иное не предусмотрено ст. 251 НК РФ.
Подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ выводит из-под налогообложения средства целевого финансирования, в том числе в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в ст. 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в п. 5 ст. 270 НК РФ). Оснований для освобождения субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции на основании приведенной нормы не прослеживается, поскольку такого рода расходы в ст. 270 НК РФ прямо не поименованы (смотрите также пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Кроме того, на основании пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не подлежат признанию в налоговом учете доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" в единый реестр субъектов МСП и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утвержден Правительством РФ.
Приведенная норма применяется, в частности, в отношении субсидий, которые предоставлялись в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, в целях частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением получателями деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года, что следует из письма ФНС России от 23.06.2020 N БС-4-11/10271@.
Официальных разъяснений относительно возможности применения пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ к субсидиям, полученным на основании Постановления N 976, нами не обнаружено. На наш взгляд, это правомерно, поскольку такие субсидии выделяются из федерального бюджета, что непосредственным образом обусловлено неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. Напоминаем, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в применении в рассматриваемой ситуации пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ должны толковаться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Таким образом, полагаем, что при получении организацией в данном случае субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции она не будет подлежать налогообложению налогом на прибыль при условии, что организация по состоянию на 01.03.2020 включена в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" в единый реестр субъектов МСП и ведет деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434.
Если же приведенные требования в отношении организации не выполняются, сумма полученной субсидии подлежит включению в расчет налогооблагаемой прибыли в соответствии с порядком, предусмотренным п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в частности:
- по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет субсидии, при направлении субсидии на финансирование будущих расходов;
- единовременно на дату ее зачисления если субсидия компенсирует ранее произведенные расходы.
Выраженная позиция является нашим экспертным мнением. Не исключено, что налоговые органы при проверке будут руководствоваться иной точкой зрения. Для более объективной оценки налоговых последствий рекомендуем организации обратиться за письменными разъяснениями по данному вопросу также в Минфин России (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

18 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.