Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация приобрела автомобиль в лизинг для служебных целей. Возмещает НДС с услуг лизинга. Обязательно ли оформлять путевые листы для списания ГСМ, в том числе если ГСМ приобретается за счет прибыли?

Организация приобрела автомобиль в лизинг для служебных целей. Возмещает НДС с услуг лизинга. Обязательно ли оформлять путевые листы для списания ГСМ, в том числе если ГСМ приобретается за счет прибыли?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Считаем, что организация-лизингополучатель должна оформлять путевые листы в процессе эксплуатации транспортного средства, в том числе если ГСМ приобретается за счет прибыли.

Обоснование позиции:
В соответствии со ст. 665 ГК РФ на основании договора финансовой аренды (лизинга) предмет лизинга передается лизингополучателю за плату во временное владение и пользование. По окончании срока действия договора лизинга лизингополучатель обязан возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", далее - Закон N 164-ФЗ).
При этом лизинг является разновидностью аренды, поэтому к договору лизинга применяются общие положения об аренде, если иное не установлено правилами ГК РФ о договоре лизинга (ст. 625 ГК РФ).
В свою очередь, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ).
Из писем Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-06/1/844, от 15.10.2010 N 03-03-06/1/649, от 13.02.2007 N 03-03-06/1/81, от 29.11.2006 N 03-03-04/1/806 следует, что организация-арендатор (в данном случае лизингополучатель) вправе признать в расходах затраты на приобретение топлива для обеспечения работы автомобиля, исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода топлива в производственных целях и стоимости его приобретения).
Расходы на приобретение топлива возможно учесть либо в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ), либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как затраты на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
При этом НК РФ не содержит конкретного перечня расходов на содержание транспорта и требований о нормировании таких расходов. Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р (смотрите письмо Минфина России от 22.03.2019 N 03-03-07/19283).
Для целей налогообложения одним из основных первичных документов для учета использования топлива является путевой лист, который не только обосновывает расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность всех затрат, связанных с использованием автотранспорта (письма Минфина России от 01.11.2013 N 03-03-06/1/46664, от 23.09.2013 N 03-03-06/1/39406, от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 13.04.2007 N 14-05-07/6, от 29.12.2006 N 03-05-02-04/192, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068679@, от 22.02.2007 N 20-12/016776 и от 20.09.2005 N 20-12/66690).
Типовые межотраслевые формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, применяются для учета работ в автомобильном транспорте, то есть специализированными автотранспортными предприятиями (смотрите письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129). То есть установленные формы применяют именно автотранспортные предприятия, остальные организации могут разработать собственные.
Актуальные обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее - Приказ N 152). Приказ применяется в том числе юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили.
Организации могут разработать собственную форму путевого листа с учетом требований Приказа N 152 и обязательных реквизитов, указанных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (смотрите также письма Минфина России от 06.03.2013 N 03-03-06/1/6700, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 и др.).
Формально, если организация не перевозит грузы, багаж и пассажиров, она может не использовать путевые листы, тем более если предполагается списывать ГСМ за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации. Кроме того, в этом случае организация вправе использовать иные документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, подтверждающие произведенные расходы и их связь с деятельностью, направленной на получение дохода. Эта информация должна найти отражение в учетной политике для цели налога на прибыль, необходимо закрепить формы применяемых первичных документов (письмо УФНС России по г. Москве от 09.07.2019 N 16-15/116577@).
Однако необходимо учитывать следующее.
Обязательность оформления путевого листа на каждое транспортное средство при перевозках пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями напрямую установлена ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ РФ), а также п. 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом N 152 (далее - Обязательные реквизиты). Однако необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 1 УАТ РФ он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ. При этом под перевозчиком в целях данного Закона понимаются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (п. 13 ст. 2 УАТ РФ).
Казалось бы, оформление путевого листа на каждое транспортное средство необходимо только в тех случаях, когда перевозка осуществляется организацией в рамках оказания услуг по соответствующим договорам о перевозке грузов, пассажиров и багажа (решение Новосибирского областного суда от 25.02.2016 по делу N 7-70/2016).
Тем не менее следует иметь в виду, что судебная практика чаще придерживается расширительного толкования положений указанных выше нормативных правовых актов. В частности, основываясь на положениях ч. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, обязывающих всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют любую деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, суды приходят к выводу о том, что нормы УАТ РФ и Обязательных реквизитов об обязательном оформлении путевого листа при перевозке пассажиров и грузов распространяются и на те организации, которые производят такие перевозки для собственных нужд (смотрите, например, определение ВС РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529, решение Омского областного суда от 09.02.2016 по делу N 77-80/2016, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.01.2013 N Ф03-6205/2012 по делу N А37-2442/2012). Подробнее об этом смотрите в Энциклопедии решений. Путевой лист: кому и зачем нужен.
Таким образом, полагаем, что организация-лизингополучатель, использующая полученный по договору лизинга автомобиль, должна оформлять именно путевые листы в процессе эксплуатации транспортного средства.
Путевой лист следует выдавать на каждый автомобиль, используемый хозяйствующим субъектом в служебных целях. С 1 марта 2019 года путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов (пункты 9, 10 Приказа N 152).
Ранее Минфин не возражал против выдачи нетранспортными компаниями путевых листов, например, сразу на неделю, даже если водитель каждый вечер возвращает автомобиль в гараж (смотрите письмо от 30.11.2012 N 03-03-07/51).
Однако в письме от 28.09.2018 N 03-01/21740-ИС Минтранс обратил внимание на обязанность оформлять путевой лист каждый раз до выезда машины в рейс с места постоянной стоянки. Иными словами, путевой лист теперь можно выдавать на любой срок, но только в тех случаях, когда водитель направляется в длительный рейс, не предполагающий его ежедневного возвращения на парковку. Если водитель ТС совершает один или несколько рейсов в течение одного дня (смены), то лист надо оформлять до начала первой поездки, совершаемой в этот день (смену).
При этом неполное (недостаточное) заполнение путевого листа может привести к тому, что налоговые органы оспорят признание расходов на ГСМ при налогообложении. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 21.05.2013 N Ф06-3255/13 указано, что путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о конкретном месте следования автомобиля с указанием наименования организации и адреса, а также о пробеге автомобиля, не может подтверждать расходы на ГСМ.
На наш взгляд, можно использовать следующие примерные формы путевых листов:
- Примерная форма путевого листа грузового автомобиля, разработанная с учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (применяется с 1 марта 2019 г.) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Примерная форма путевого листа легкового автомобиля, разработанная с учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (применяется с 1 марта 2019 г.) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Расходы на содержание служебного транспорта (в целях налогообложения прибыли);
- Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;
- Энциклопедия решений. Как правильно оформить путевой лист.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

17 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.