Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Российская организация планирует принять участие в выставке, которая будет проводиться на территории Германии. В целях участия в данной выставке российская организация - заказчик заключает с иностранной организацией (Германия), не состоящей на учете в налоговых органах в РФ, договор на предоставление во временное пользование выставочной площади (именно такая формулировка использована в договоре). В договоре отсутствуют указания на рекламный характер отношений. Возникает ли у организации в данной ситуации обязанность по уплате НДС?

Российская организация планирует принять участие в выставке, которая будет проводиться на территории Германии. В целях участия в данной выставке российская организация - заказчик заключает с иностранной организацией (Германия), не состоящей на учете в налоговых органах в РФ, договор на предоставление во временное пользование выставочной площади (именно такая формулировка использована в договоре). В договоре отсутствуют указания на рекламный характер отношений.
Возникает ли у организации в данной ситуации обязанность по уплате НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации у иностранной организации не возникает обязанности по уплате НДС в РФ, а у российской организации - обязанностей налогового агента по НДС. При этом полностью исключить налоговые риски при руководстве таким подходом мы не можем.

Обоснование позиции:
Принимая во внимание положения п. 1 ст. 7 НК РФ, отметим, что международные соглашения между Россией и Германией, регулирующие порядок уплаты НДС, отсутствуют. Следовательно, при ответе на поставленный вопрос нужно руководствоваться нормами НК РФ.
Организации, в том числе иностранные, признаются налогоплательщиками НДС (ст. 143 НК РФ).
Операции, признаваемые объектами налогообложения НДС, поименованы в ст. 146 НК РФ. К ним относятся, в частности операции по реализации услуг на территории РФ (п. 5 ст. 38, п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, смотрите также п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Место реализации услуг для целей главы 21 НК РФ определяется по правилам, установленным ст. 148 НК РФ (п. 2 ст. 39 НК РФ), которые зависят от квалификации оказываемых услуг. Так, место реализации услуг, связанных непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), определяется по месту его нахождения (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). К таким услугам, в частности, относятся услуги по аренде. При этом место оказания рекламных услуг определяется по месту осуществления деятельности их покупателем (пп. 4 п. 1, пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Содержание рекламных услуг главой 21 НК РФ не раскрывается. С учетом п. 1 ст. 11 НК РФ считаем, что при квалификации услуг в качестве рекламных нужно ориентироваться на положения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
Из разъяснений финансового ведомства следует, что под рекламными услугами понимаются, в частности, услуги по организации выставок рекламного характера, включающие в том числе аренду выставочной площади и выставочного оборудования (письма Минфина России от 20.08.2014 N 03-07-08/41609, от 24.06.2013 N 03-07-08/23692, от 01.02.2012 N 03-07-08/21, от 26.03.2008 N 03-07-08/69, от 15.03.2006 N 03-04-08/62).
В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2012 N Ф08-6997/12 по делу N А22-1453/2011 судьи также пришли к выводу о том, что организационные услуги, связанные с участием в выставке (включая предоставление выставочной площади в павильоне), являются рекламными. Предоставление выставочной площади в павильоне в таком случае является составной частью услуги по организации участия общества в международных выставках, целью которых является привлечение внимания к продукции общества. Такой вывод был признан правомерным, в том числе с учетом того, что тексты иностранных контрактов не позволяли квалифицировать договорные правоотношения как арендные. Так, содержащееся в контрактах описание стоимости заказанной площади не позволяло определенно установить, какая конкретно площадь и в каких помещениях подлежит передаче в пользование общества; указание на общую площадь недостаточно для индивидуализации предмета арендных обязательств; место нахождения заказанной выставочной площади в павильоне относительно других помещений, технические характеристики помещения, а также иные идентификационные признаки этого объекта, позволяющие выделить его из состава других помещений, указаны не были; передача недвижимого имущества по передаточному акту не осуществлялась. Аналогичные выводы представлены в постановлении Девятнадцатого ААС от 25.03.2011 N 19АП-619/11.
С другой стороны, в постановлении АС Московского округа от 01.04.2016 N Ф05-2395/16 по делу N А40-80207/2015 суд согласился с налогоплательщиком и указал, что в соответствии с пп.пп. 1, 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом оказания услуг не считается территория РФ, и у предприятия не возникло обязанности налогового агента, поскольку устроители выставок, не состоящие на учете в РФ, оказывали услуги аренды площади в павильоне, оборудованном техническими средствами. Расходы на регистрацию участия в международных выставках, на аренду выставочных площадей, монтаж-демонтаж стендов и иные подобные расходы на арендуемой площади, выплаченные иностранным компаниям, не должны облагаться НДС. При этом решение суда основывалось на доказательствах налогоплательщика, что размещенная на стендах информация, включающая наименование и товарный знак предприятия, была его вывеской, не призванной формировать и поддерживать интерес к предприятию или способствовать реализации услуг, и она не считается рекламой. Также отмечается, что при рассмотрении дела "...суды не дали надлежащей оценки имеющимся в материалах дела заявкам об аренде выставочных площадей и выставочного стенда, актам об оказанных услугах, доводам заявителя, ссылавшегося на то, что указанные заявки содержат все существенные условия договора аренды, предусмотренные ст.ст. 606, 607 ГК РФ, на практику заключения таких договоров при проведении международных выставок, не указали мотивов, по которым не применили ст. ст. 431, 421 ГК РФ, на которые он ссылался в подтверждение этих доводов, с учетом цели договоров, не выяснили действительную волю сторон при их заключении".
Как следует из условий анализируемой ситуации, иностранная организация не является организатором участия российской организации в выставке, она лишь предоставляет российской организации во временное пользование выставочную площадь. Предметом заключенного договора в таком случае не является распространение информации среди неопределенного круга лиц для привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижения на рынке.
Принимая во внимание понятие рекламы, представленное в ст. 3 Закона N 38-ФЗ, полагаем, что услуги иностранной организации в данном случае не являются рекламными для целей пп. 4 п. 1, пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, поэтому местом их реализации на основании пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ территория РФ не признается. Отсюда следует, что у иностранной организации не возникает объекта налогообложения и обязанности по уплате НДС в российскую бюджетную систему (п. 1 ст. 38 НК РФ), а у российской организации - заказчика обязанностей по выполнению функций налогового агента (п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ).
Напоминаем, что п. 7 ст. 3 НК РФ предписывает толковать все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика.
Вместе с тем мы не можем исключить вероятности того, что налоговый орган будет придерживаться иной точки зрения по данному вопросу, сопряженной с признанием российской организации налоговым агентом по НДС.
Из приведенных материалов судебной практики следует, что минимизации налоговых рисков в таком случае будет способствовать включение в контракт положений, характерных для договоров аренды недвижимости (п. 4 ст. 148 НК РФ).
Для более объективной оценки налоговых последствий в рассматриваемой ситуации организация может обратиться за соответствующими письменными разъяснениями непосредственно в Минфин России (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Российская организация арендует у немецкой организации часть площади в выставочном зале, расположенном на территории ФРГ. Как отразить в учете расходы на аренду? Возникает ли у организации обязанности налогового агента по НДС? ("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 10, октябрь 2014 г.)
- Вопрос: Российское предприятие планирует принять участие в международной выставке, проводящейся в Республике Казахстан. В связи с этим российское предприятие оплачивает услуги: аренду выставочной площади, предоставление в наем дополнительного оборудования, строительство и монтаж стендов. Какая из сторон в данном случае является плательщиком НДС? В каком порядке производится вычет НДС по данной операции? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2013 г.)
- Вопрос: Верно ли, что расходы на проезд и проживание сотрудников, участвующих в выставке, - это командировочные расходы; плата за участие в выставке, аренда площади в павильоне и оформление стенда, дополнительная плата за подключение оборудования - это ненормируемые рекламные расходы на участие в выставке; дополнительное украшение стенда баннером, корзинами, фоторамками, шелфтокерами, стойками и табличками с логотипом фирмы, лентами, вазами, искусственными цветами, а также образцами новогодней упаковки для подарков - это прочие нормируемые рекламные расходы на проведение выставки; расходы на специально приобретенные короба; фирменные пакеты? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2019 г.)
- Вопрос: Иностранная компания оказывает российской компании услуги по аренде выставочной площади. Как следует квалифицировать услугу по аренде выставочных площадей для участия в зарубежной выставке: как аренду части недвижимого имущества в соответствии с пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, согласно которому место реализации работ (услуг) территорией РФ в данном случае не признается; рассматривать, что выставка в целом связана с рекламированием продукции, для целей применения НДС все услуги следует относить к рекламным, а для определения места их реализации руководствоваться нормами пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2017 г.)
- Вопрос: Организация "А" заключила договор на временное пользование (аренду) на период выставки в Германии выставочного стенда, оборудованного под ключ. Организация "А" на время проведения выставки размещает на стенде собственные демонстрационные материалы. Стенд, предоставленный во временное пользование, принадлежит организации - резиденту ФРГ. В стоимость аренды включены доставка выставочного стенда до выставочного центра, монтаж-демонтаж, хранение комплекта стенда до начала выставки и после окончания до демонтажа стенда. Возникает ли обязанность налогового агента по НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2011 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

24 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.