Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Между ООО (Арендатор) и Комитетом по управлению муниципальным имуществом (Арендодатель) заключен договор аренды нежилого сооружения с 28.04.2017, согласно которому Арендодатель предоставляет Арендатору за плату во временное владение и пользование сооружение дорожного транспорта. Передаваемое арендованное сооружение принадлежит арендодателю на праве собственности, включено в Реестр объектов муниципальной собственности. С 01.01.2017 ООО не оплачивало НДС, ссылаясь на п. 2 ст. 146 НК РФ. 25 ноября 2019 г. пришло требование из ИФНС, что ООО должно предоставить декларации по НДС, и уплатить НДС за 2017, 2018, 2019 гг. ИФНС ссылается на Определение Верховного Суда РФ N 309-КГ17-16472 от 15.11.2017, N 301-КГ17-19906 от 29.12.2017, так как у арендатора муниципального имущества возникает обязанность налогового агента. Должно ли Общество подавать налоговые декларации по НДС? Является ли Общество налоговым агентом по НДС? По какой ставке следует исчислять НДС?

Между ООО (Арендатор) и Комитетом по управлению муниципальным имуществом (Арендодатель) заключен договор аренды нежилого сооружения с 28.04.2017, согласно которому Арендодатель предоставляет Арендатору за плату во временное владение и пользование сооружение дорожного транспорта. Передаваемое арендованное сооружение принадлежит арендодателю на праве собственности, включено в Реестр объектов муниципальной собственности. С 01.01.2017 ООО не оплачивало НДС, ссылаясь на п. 2 ст. 146 НК РФ. 25 ноября 2019 г. пришло требование из ИФНС, что ООО должно предоставить декларации по НДС, и уплатить НДС за 2017, 2018, 2019 гг. ИФНС ссылается на Определение Верховного Суда РФ N 309-КГ17-16472 от 15.11.2017, N 301-КГ17-19906 от 29.12.2017, так как у арендатора муниципального имущества возникает обязанность налогового агента.
Должно ли Общество подавать налоговые декларации по НДС? Является ли Общество налоговым агентом по НДС? По какой ставке следует исчислять НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если организации передано в аренду имущество казны муниципалитета, то организация признается налоговым агентом по НДС. В таком случае необходимо исчислить НДС и представить уточненные декларации за прошедшие налоговые периоды 2017-2019 гг. Перед представлением уточненных деклараций необходимо уплатить недоимку по налогу и соответствующие ей пени.

Обоснование позиции:
Органы местного самоуправления являются казенными учреждениями (п. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - Закон N 131-ФЗ).
Статья 143 НК РФ не исключает из числа плательщиков НДС казенные учреждения.
Для целей главы 21 НК РФ передача имущества в аренду признается услугой (пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). В свою очередь, реализация услуг на территории РФ признается объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
При этом, в силу пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения.
Однако нормой п. 3 ст. 161 НК РФ установлено: при предоставлении на территории РФ, в частности, органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, в частности, организации. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Отметим, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за казенными учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве оперативного управления (п.п. 1, 3 ст. 215, ст. 296 ГК РФ).
Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского поселения (абзац 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 215 ГК РФ, ч. 1 ст. 51 Закона N 131-ФЗ).
Как видим, муниципальное имущество может быть закреплено на праве оперативного управления за казенным учреждением - органом местного самоуправления, и тогда это учреждение от своего имени им распоряжается в установленном законом порядке.
Или же орган местного самоуправления от имени муниципального образования может распоряжаться имуществом казны муниципалитета.
С учетом сложившейся арбитражной практики, в том числе подтвержденной ВС РФ, специалисты налогового ведомства поясняют, что объекта налогообложения НДС на основании пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не возникает только в том случае, когда казенными учреждениями оказываются услуги по аренде муниципального имущества, закрепленного за этими казенными учреждениями (включая органы местного самоуправления) на праве оперативного управления. В этом случае арендаторы такого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.
Если же органами местного самоуправления предоставляется в аренду имущество муниципальной казны (не закрепленное на праве оперативного управления за казенными учреждениями), то возникает объект налогообложения НДС у органа местного самоуправления. При этом обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора, являющегося налоговым агентом (п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 14.12.2017 NСД-4-3/25449@)*(1).
В рассматриваемой ситуации из содержания вопроса следует, что орган местного самоуправления сдает в аренду имущество казны муниципалитета. В таком случае у организации-арендатора возникают обязанности налогового агента, предусмотренные абзацем 1 п. 3 ст. 161 НК РФ.
В то же время рекомендуем организации уточнить у арендодателя, является ли арендуемое имущество имуществом казны*(2).
Налоговая база налоговым агентом определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Налог же исчисляется по расчетной ставке 20/120 (с 01.01.2019) и 18/118 (до 01.01.2019) (п. 4 ст. 164 НК РФ).
По общему правилу сумма арендной платы, указанная в договоре с органом местного самоуправления, должна включать сумму НДС (письма УМНС РФ по г. Москве от 18.01.2005 N 19-11/3153, от 08.08.2003 N 21-09/43618). В п. 4 ст. 173 НК РФ установлено, что при реализации указанных в ст. 161 НК РФ услуг сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 НК РФ. Поэтому если сумма арендной платы в договоре установлена без НДС, то арендатор обязан исчислить НДС сверх арендных платежей и уплатить налог в бюджет за счет собственных средств (постановления Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 10067/10, АС Центрального округа от 07.02.2019 N Ф10-6378/18 по делу N А83-19194/2017, Четырнадцатого ААС от 11.11.2019 N 14АП-8467/19).
Применительно к условиям заданного вопроса сумма арендной платы с учетом налога в 2017-2018 гг. составляет 118 руб. (100 руб. х 1,18), в 2019 г. - 120 руб. (100 руб. х 1,20), сумма налога, рассчитанная по расчетной налоговой ставке, будет равна, соответственно, 18 руб. (118 руб. х 18/118) и 20 руб. (120 руб. х 20/120).
В главе 21 НК РФ дата исчисления НДС для налоговых агентов - арендаторов имущества казны прямо не установлена. По мнению уполномоченных органов, исчисление суммы НДС производится налоговым агентом в момент оплаты (в полном объеме или при частичной оплате) услуг по аренде муниципального имущества (письма Минфина России от 23.06.2016 N 03-07-11/36500, от 18.05.2012 N 03-07-11/146).
В то же время из постановления АС Северо-Западного округа от 13.10.2016 N Ф07-8727/16 по делу N А56-79415/2015 следует, что никаких положений о том, что момент определения налоговой базы налоговым агентом связан именно с уплатой арендных платежей, в п. 3 ст. 161 НК РФ не приведено. Уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период (п. 1 ст.174 НК РФ).
Поэтому, как указал суд, поддерживая позицию налоговиков, в целях исчисления НДС налоговый агент должен устанавливать момент определения налоговой базы на основании общих положений п. 1 ст. 167 НК РФ.
Это означает, что в случае, если арендные платежи уплачиваются налоговым агентом после того, как услуги оказаны, то налоговый агент обязан в последний день налогового периода (квартала) исчислить сумму НДС и уплатить ее в сроки, установленные п. 1 ст. 174 НК РФ (письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-07-11/5941, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.11.2008 N Ф04-6761/2008(15404-А67-42) по делу N А67-257/2008 (определением ВАС РФ от 12.03.2009 N ВАС-2218/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора)).
Таким образом, если организация в рассматриваемой ситуации признается налоговым агентом, то для определения своих налоговых обязательств по НДС по каждому налоговому периоду 2017-2019 гг. необходимо проанализировать, каким образом уплачивались арендные платежи (в предварительном порядке или в виде постоплаты).
При исчислении суммы налога в соответствии с п.п. 1-3 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами, указанными в п.п. 2 и 3 ст. 161 НК РФ, составляются счета-фактуры в порядке, установленном п.п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, с учетом особенностей, установленных пп.пп. "в"-"д", "з" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры (абзац 2 п. 3 ст. 168 НК РФ).
Для налоговых агентов, поименованных в п. 3 ст. 161 НК РФ, срок составления счетов-фактур отдельно не регламентирован. Значит, необходимо применять общее правило, установленное в абзаце 1 п. 3 ст. 168 НК РФ, то есть счет-фактуру необходимо выставить в течение пяти календарных дней со дня перечисления арендной платы или оказания услуг (в зависимости от того, что наступило ранее) (письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).
В данном случае организация своевременно не составляла счетов-фактур. При этом налоговые органы отмечают, что составление счетов-фактур задним числом нормами НК РФ не предусмотрено (письма ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-3/16, УФНС России по г. Москве от 12.02.2015 N 16-15/011867).
В то же время нормы главы 21 НК РФ не содержат запрета на выставление налоговыми агентами счетов-фактур с нарушением установленного п. 3 ст. 168 НК РФ пятидневного срока. Кроме того, следует учитывать, что отсутствие счетов-фактур является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, за которое нормами ст. 120 НК РФ предусмотрена ответственность.
Учитывая изложенное, мы придерживаемся позиции, что в рассматриваемом случае организация - налоговый агент вправе выставить счета-фактуры за прошлые налоговые периоды (текущей датой), прежде всего для того, чтобы сформировать дополнительные листы к книгам продаж за прошлые периоды (п.п. 2, 3,15 Правил ведения книги продаж*(3) и уточненные декларации по НДС (п. 1 ст. 81 НК РФ) либо первичные декларации (если организация не является плательщиком НДС, в связи с чем ранее не представляла декларации по НДС).
В уточненные декларации (первичные декларации) необходимо включить Раздел 2 и Приложение 1 к разделу 9 (п.п. 3, 37.6, 48 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).
До представления уточненных деклараций (первичных деклараций) организации необходимо уплатить недоимку по НДС и соответствующие ей пени (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ)*(4).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при предоставлении на территории РФ органами государственной власти, местного самоуправления имущества в аренду.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

28 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Немного ранее, в письме ФНС России от 05.10.2017 N СД-3-3/6555@, налоговики разъясняли, что при осуществлении операций по предоставлению органами местного самоуправления, являющимися казенными учреждениями, в аренду муниципального имущества, составляющего имущество казны, у арендатора не возникает обязанности налогового агента.
Однако налоговые органы при осуществлении своих полномочий должны руководствоваться позицией ВС РФ (письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571).
В связи с этим налоговое ведомство изменило свою позицию, учитывая выводы, сделанные в определениях ВС РФ от 15.11.2017 N 309-КГ17-16472, от 27.09.2017 N 301-КГ17-13104, от 26.03.2015 N 310-КГ15-1150.
*(2) Желательно письменно получить такое подтверждение.
*(3) В книге продаж регистрируются счета-фактуры в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство, независимо от даты их выставления (п.п. 2, 3 Правил ведения книги продаж).
*(4) Арендатор муниципального имущества, выступающий в роли налогового агента, являющийся плательщиком НДС, имеет право на вычет исчисленного и уплаченного им налога при соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):
- налоговый агент состоит на учете в налоговых органах и исполняет обязанности налогоплательщика;
- услуги по аренде были приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения;
- наличие документов, подтверждающих факт оплаты НДС;
- наличие счетов-фактур, выписанных налоговым агентом, с выделенной суммой НДС;
- наличие первичных документов, подтверждающих факт принятия услуг аренды на учет налоговым агентом.