Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Общество с ограниченной ответственностью имеет несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, не являющихся филиалами и представительствами. Общество применяет упрощенную систему налогообложения. ООО планирует создать обособленное подразделение в другом муниципальном образовании. В этом подразделении будут созданы рабочие места, руководителя не будет. Указание в учредительных документах и включение сведений об этом подразделении в ЕГРЮЛ не планируется. Потеряет ли в данном случае общество право на применение упрощенной системы налогообложения? Нужно ли вставать на налоговый учет в том муниципальном образовании, где будет находиться обособленное подразделение? Куда будут сдаваться отчеты и производиться платежи по страховым взносам и по НДФЛ с заработной платы работников этого обособленного подразделения? Возможна ли уплата страховых взносов и НДФЛ и сдача отчетности по месту регистрации общества?

Общество с ограниченной ответственностью имеет несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, не являющихся филиалами и представительствами. Общество применяет упрощенную систему налогообложения. ООО планирует создать обособленное подразделение в другом муниципальном образовании. В этом подразделении будут созданы рабочие места, руководителя не будет. Указание в учредительных документах и включение сведений об этом подразделении в ЕГРЮЛ не планируется.
Потеряет ли в данном случае общество право на применение упрощенной системы налогообложения? Нужно ли вставать на налоговый учет в том муниципальном образовании, где будет находиться обособленное подразделение? Куда будут сдаваться отчеты и производиться платежи по страховым взносам и по НДФЛ с заработной платы работников этого обособленного подразделения? Возможна ли уплата страховых взносов и НДФЛ и сдача отчетности по месту регистрации общества?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Организация, применяющая УСН, при создании обособленных подразделений, не являющихся филиалами, вправе продолжать применение УСН при соблюдении всех остальных условий, предусмотренных главой 26.2 НК РФ.
2. Организация в течение одного месяца со дня создания на территории РФ обособленного подразделения (за исключением филиалов и представительств) обязано подать сообщение об этом в налоговый орган по своему месту нахождения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщение подается по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ и заполняемой в соответствии с требованиями названного приказа.
3. Головная организация должна перечислять в бюджет по месту нахождения обособленных подразделений сумму НДФЛ, исчисленную с доходов, выплаченных работникам (исполнителям по ГПД) этих обособленных подразделений. Для этого оформляется отдельное платежное поручение по обособленному подразделению с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКТМО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ. Кроме того, представлять в налоговый орган отчетность в связи с исполнением обязанностей налогового агента по НДФЛ необходимо по месту нахождения обособленного подразделения.
4. Обособленные подразделения, находящиеся на территории РФ, обязаны уплачивать и представлять расчеты по страховым взносам при выполнении единственного условия: если они наделены полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц. В иной ситуации уплата страховых взносов и представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются по месту нахождения головного учреждения.
5. Если обособленное подразделение не имеет банковского счета и самостоятельно не начисляет вознаграждения в пользу физических лиц, то организации не требуется производить регистрацию по месту нахождения обособленного подразделения в качестве страхователя в органе ФСС РФ. Соответственно, в этом случае уплата страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представление отчетности в ФСС РФ возлагаются на головную организацию.

Обоснование вывода:
Для целей налогообложения обособленным подразделением (далее - ОП) организации признается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание ОП организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ, письмо Минфина России от 18.08.2015 N 03-02-07/1/47702)*(1).

Применение УСН при создании ОП

Организация, применяющая УСН, при создании ОП, не являющихся филиалами, вправе продолжать применение УСН при соблюдении всех остальных условий, предусмотренных главой 26.2 НК РФ (письмо Минфина России от 22.04.2019 N 03-11-11/29010)*(2).

Постановка на учет в налоговых органах ОП

В силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят ОП, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего ОП. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее ОП (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ).
Подпунктом 3 п. 2 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика - российской организации сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех ОП, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня их создания. Сообщение подается по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ и заполняемой в соответствии с требованиями названного приказа. Кроме того, организация обязана сообщать об изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких ОП (в течение трех дней со дня изменения)*(3).
На основании сообщений, представляемых (направляемых) организацией, налоговые органы осуществляют постановку организации на учет по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) (п. 4 ст. 83 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 84 НК РФ и с учетом п. 6 ст. 6.1 НК РФ в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения налоговый орган осуществляет постановку организации на учет по месту нахождения ее ОП и выдает организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе (форма N 1-3-Учет, утверждена приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@).

Исчисление и уплата НДФЛ налоговыми агентами, имеющими ОП

Абзацем вторым п. 7 ст. 226 НК РФ установлено, что российские организации, которые являются налоговыми агентами по НДФЛ (далее также - налог), имеющие ОП, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего ОП. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения ОП организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого ОП, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами ОП (уполномоченными лицами ОП) от имени такой организации (абзац третий п. 7 ст.226 НК РФ, смотрите также письмо ФНС России от 30.12.2015 N БС-4-11/23300@).
Таким образом, головная организация должна перечислять в бюджет по месту нахождения ОП сумму НДФЛ, исчисленную с доходов, выплаченных работникам (исполнителям по ГПД) этих ОП (письма ФНС России от 12.03.2014 N БС-4-11/4431@, Минфина России от 19.04.2013 N 03-04-06/13549, от 04.12.2012 N 03-04-06/8-341, от 01.07.2010 N 03-04-06/8-138 и др.). Для этого оформляется отдельное платежное поручение по ОП с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКТМО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ (письмо ФНС России от 03.08.2011 N АС-4-3/12547).
Аналогичным образом в соответствии с абзацем четвёртым п. 2 ст. 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов - российских организаций, имеющих ОП, представлять справку о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ (смотрите приказ ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@) и расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, по форме 6-НДФЛ (смотрите приказ ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@) в отношении работников этих ОП в налоговый орган по месту учета таких ОП, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета ОП, заключивших такие договоры (письмо ФНС России от 03.08.2018 N БС-4-11/15152@).
Таким образом, уплачивать НДФЛ и представлять в налоговый орган отчетность в связи с исполнением обязанностей налогового агента по НДФЛ необходимо по месту нахождения ОП.

Исчисление и уплата страховых взносов ОП организации

Порядок уплаты страховых взносов ОП организаций установлен п.п. 11-14 ст. 431 НК РФ.
В силу п. 11 ст. 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения ОП, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если иное не предусмотрено п. 14 ст. 431 НК РФ.
Таким образом, ОП, находящиеся на территории РФ, обязаны уплачивать и представлять расчеты по страховым взносам при выполнении единственного условия: если они наделены полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц. При этом не имеет значения, имеют ли ОП отдельный баланс или нет. В иной ситуации уплата страховых взносов и представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются по месту нахождения головного учреждения.
При этом обязанность сообщать в налоговые органы о создании ОП без наделения его указанными выше полномочиями у плательщиков страховых взносов отсутствует (письмо ФНС России от 14.02.2017 N БС-4-11/2748@).

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Согласно п. 11 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) ОП страхователей - юридических лиц (расположенные на территории РФ), которым для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей) и обязанности по представлению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по месту своего нахождения.
Если ОП не имеет банковского счета и самостоятельно не начисляет вознаграждения в пользу физических лиц, то организации не требуется производить регистрацию по месту нахождения ОП в качестве страхователя в органе ФСС РФ (пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона N 125-ФЗ). Соответственно, в этом случае уплата страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представление отчетности в ФСС РФ возлагаются на головную организацию.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Постановка на учет в налоговых органах и снятие с учета филиалов, представительств, иных обособленных подразделений;
- Энциклопедия решений. Обособленное подразделение для целей налогового контроля (учета);
- Энциклопедия решений. Исчисление и уплата НДФЛ налоговыми агентами, имеющими обособленные подразделения;
- Энциклопедия решений. Исчисление и уплата страховых взносов обособленными подразделениями организации;
- Пример заполнения Сообщения о наделении обособленного подразделения полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физлиц.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена

Ответ прошел контроль качества

19 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Исходя из п. 1 ст. 11 НК РФ, ст. 209 ТК РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Под территориальной обособленностью структурного подразделения организации обычно понимают осуществление деятельности по адресу, отличному от адреса организации, который указан в учредительных документах организации и ЕГРЮЛ (письма Минфина России от 05.05.2017 N 03-02-07/1/27605, от 20.03.2017 N 03-04-06/15861, от 11.12.2015 N 03-02-07/1/72669, от 08.07.2013 N 03-02-07/1/26374, постановления АС Западно-Сибирского округа от 11.06.2015 N Ф04-20325/15, АС Поволжского округа от 16.11.2016 N Ф06-14530/16, Двенадцатого ААС от 29.07.2016 N 12АП-7064/16, Седьмого ААС от 26.10.2016 N 07АП-1836/16).
Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ, срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (письма Минфина России от 16.05.2017 N 03-02-07/1/30877, от 18.11.2016 N 03-02-07/1/67982, от 13.09.2016 N 03-02-07/1/53392, от 14.06.2016 N 03-02-07/1/36019, от 13.11.2015 N 03-02-07/1/65879, постановления АС Поволжского округа от 27.10.2016 N Ф06-13908/16, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А, Четырнадцатого ААС от 25.08.2015 N 14АП-5624/15).
*(2) Смотрите также письма Минфина России от 29.10.2015 N 03-11-06/62392, от 14.10.2015 N 03-11-06/2/58685, от 12.05.2014 N 03-11-06/2/22075, от 24.07.2013 N 03-11-06/2/29196, от 20.06.2013 N 03-11-06/2/23305, от 14.03.2013 N 03-11-06/2/7715, от 21.01.2013 N 03-11-06/2/4, от 29.05.2012 N 03-11-06/2/72, от 09.07.2010 N 03-11-06/3/99, от 02.07.2010 N 03-11-06/3/97.
*(3) Неисполнение этой обязанности является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (письма Минфина России от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946, ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-14/3404). Кроме того, должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей на основании части 1 ст. 15.6 КоАП РФ.