Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение В филиале организации отсутствует контрольно-кассовый аппарат (ККТ) для печати кассовых бумажных чеков, кассовый аппарат зарегистрирован и находится в другом городе. Происходит только отправка электронных кассовых чеков на мобильный телефон или на адрес электронной почты. Распечатывать такие чеки на ККТ и передавать их контрагентам при первом взаимодействии нет возможности, но и номер сотового телефона и адрес электронной почты контрагент не всегда предоставляет. Организация получает денежные средства от физических лиц за поставленное тепло. Физические лица расплачиваются через терминалы банков, Сбербанк Онлайн. Наличные расчеты в филиале не производятся. Можно ли считать, что кассовый чек в электронной форме, не отправленный покупателю (клиенту), но распечатанный организацией на бумажном носителе, будет приравниваться к кассовому чеку, отпечатанному контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке, идентичны кассовому чеку, подготовленному в электронной форме?

В филиале организации отсутствует контрольно-кассовый аппарат (ККТ) для печати кассовых бумажных чеков, кассовый аппарат зарегистрирован и находится в другом городе. Происходит только отправка электронных кассовых чеков на мобильный телефон или на адрес электронной почты. Распечатывать такие чеки на ККТ и передавать их контрагентам при первом взаимодействии нет возможности, но и номер сотового телефона и адрес электронной почты контрагент не всегда предоставляет.
Организация получает денежные средства от физических лиц за поставленное тепло. Физические лица расплачиваются через терминалы банков, Сбербанк Онлайн. Наличные расчеты в филиале не производятся.
Можно ли считать, что кассовый чек в электронной форме, не отправленный покупателю (клиенту), но распечатанный организацией на бумажном носителе, будет приравниваться к кассовому чеку, отпечатанному контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке, идентичны кассовому чеку, подготовленному в электронной форме?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, распечатка чека на кассовом аппарате исполнительного органа по письменному запросу клиента может приравниваться к кассовому чеку или БСО, исполненным непосредственно на ККТ, при соблюдении названных условий.

Обоснование позиции:
В соответствии со ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Для расчетов, осуществляемых в безналичном порядке, но не в сети Интернет, предусмотрен определенный порядок выдачи кассового чека.
Согласно п. 5.3 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений п.п. 5 и 5.1 указанной статьи, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:
1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в п. 5.4 названной статьи;
2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;
3) на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.
В соответствии с п. 5.4 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении указанных расчетов кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.
Таким образом, Федеральным законом N 54-ФЗ предусмотрены специальные условия применения контрольно-кассовой техники при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, в безналичном порядке (письмо Минфина России от 15.05.2019 N 03-01-15/34955, письмо ФНС от 19.04.2019 N ЕД-4-20/7542@).
Согласно п. 5.10 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ с 07.06.2019 в случаях осуществления расчетов (за исключением расчетов наличными деньгами, а также расчетов с предъявлением ЭСП при условии непосредственного взаимодействия клиента с пользователем) при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги обязанность по применению ККТ, в том числе по формированию кассового чека (бланка строгой отчетности) и передаче всех фискальных данных в виде фискальных документов в налоговые органы, исполняется пользователем в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя. Кассовый чек (БСО) при этом выдается (направляется) клиенту пользователем бесплатно по его письменному запросу на бумажном носителе или в электронной форме, содержащему наименование услуги, дату и сумму расчета, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения такого запроса. Такой запрос должен быть передан (направлен) клиентом пользователю не позднее трех месяцев со дня формирования соответствующего кассового чека (БСО), в противном случае по истечении трех месяцев обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (БСО) считается исполненной.
Как сказано в письме ФНС России от 21.06.2019 N ЕД-4-20/12093@ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в сфере ЖКХ", согласно абзацу второму п. 5.10 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь при осуществлении расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги выдает (направляет) кассовый чек клиенту исключительно по письменному запросу последнего. При отсутствии указанного запроса по истечении 3 месяцев с даты расчета обязанность пользователя по выдаче (направлению) кассового чека считается исполненной.
Обращаем внимание, что, по мнению регулятора и контролера в данной сфере, пользователем ККТ должны быть приняты все меры для получения данных покупателя (письма ФНС России от 23.11.2018 N ЕД-4-20/22775, Минфина России от 15.08.2017 N 03-01-15/52356). При этом Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит положений, конкретизирующих способ получения пользователем ККТ информации об адресе электронной почты или абонентском номере, и, соответственно, не ограничивает пользователя в выборе такого способа. При этом ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, влечет ответственность, установленную п. 6 ст. 14.5 КоАП (п. 4 письма Минфина России от 03.08.2017 N 03-01-15/49809)*(1).
При этом отмечено, что Федеральным законом N 54-ФЗ не предусмотрено требований документального подтверждения предоставления покупателем абонентского номера либо адреса электронной почты для направления кассового чека или бланка строгой отчетности (письма Минфина России от 10.08.2017 N 03-01-15/51285, от 10.08.2017 N 03-01-15/51290).
В случае, когда расчеты с физическими лицами осуществляет платежный агент, в соответствии с заключенным договором ККТ должна применяться на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом) (п. 1 ст. 4.3 Федерального закона N 54-ФЗ). То есть при расчетах с покупателями применять ККТ должен тот, кто осуществляет расчеты с покупателями; ККТ применяется на месте расчета и в момент расчета (за исключением некоторых случаев, указанных в п.п. 5 и 5.3 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным ККТ на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности (письмо Минфина России от 02.10.2018 N 03-03-06/1/70733).
Таким образом, по нашему мнению, распечатка чека на кассовом аппарате исполнительного органа по письменному запросу клиента может приравниваться к кассовому чеку или БСО, исполненным непосредственно на ККТ при соблюдении названных условий.

К сведению:
Также с 01.07.2019 ККТ обязательно применяется при зачете и возврате предварительной оплаты и (или) авансов; с учетом специфики деятельности - если средства ранее внесены физическими лицами за услуги в сфере ЖКХ (включая услуги ресурсоснабжающих организаций) - пользователем может быть сформирован один кассовый чек (БСО) (который не выдается и не направляется клиенту). Такой чек (БСО) должен содержать сведения обо всех таких расчетах, совершенных за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ, и формируется не позднее десяти календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода) (п. 2.1 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, письмо ФНС России от 21.06.2019 N ЕД-4-20/12093@).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Письмо ФНС от 12.08.2019 N ЕД-4-20/15964@.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

5 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Действие частей 2-4 и 6 ст. 14.5 КоАП в отношении применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций) приостановлено до 1 июля 2020 года (ст. 2 Федерального закона от 03.07.2019 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").