По какой ставке НДС облагать реализацию пчел?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При реализации пчел налогообложение производится по налоговой ставке 20%.

Обоснование вывода:
Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ признается объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговые ставки, применяемые при налогообложении НДС, установлены ст. 164 НК РФ.
Перечень операций, в отношении которых применяется ставка НДС 0%, приведен в п. 1 ст. 164 НК РФ и не предусматривает применение этой ставки при реализации пчел, пчелиных семей, пчелопакетов (далее - пчел).
Налогообложение по налоговой ставке 10% производится при реализации определенных видов продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий (за исключением периодики рекламного или эротического характера) и книжной продукции, а также некоторых медицинских товаров отечественного и зарубежного производства (п. 2 ст. 164 НК РФ). Этим перечнем также не предусмотрена реализация пчел.
На основании пп. 35 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ операции по реализации (передаче для собственных нужд), племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенной птицы (племенного яйца); семени (спермы), полученного от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов; эмбрионов, полученных от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, по перечню кодов видов продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В абзаце втором приведенной нормы указано, что положения настоящего подпункта применяются при наличии у налогоплательщика племенного свидетельства, выданного в соответствии с Законом N 123-ФЗ.
Несмотря на то, что согласно ст. 4 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" законодательство Российской Федерации в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая пчеловодство, реализация племенных пчел не освобождается от НДС (не указана в пп. 35 п. 3 ст. 149 НК РФ и перечне кодов видов продукции в соответствии с Общероссийским классификатором).
Таким образом, согласно п. 3 ст. 164 НК РФ при реализации пчел налогообложение производится по налоговой ставке 20% (до 1 января 2019 года - 18%).
В настоящее время мы не располагаем разъяснениями официальных органов и примерами судебной практики по данной конкретной ситуации, в связи с чем напоминаем о праве налогоплательщика обратиться за разъяснениями (информацией) в территориальный налоговый орган или в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, пп. 4 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 34.2, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

К сведению:
На обращение по вопросу отмены налогов в отношении продукции пчеловодства и оборудования для пчеловодства Минфин России в письме от 26.02.2019 N 03-01-11/12260 ответил следующее.
Как показывает практика применения налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, снижение ставки этого налога или его отмена на отдельные товары (работы, услуги) фактически не оказывает влияния на уровень цен на эти товары (работы, услуги), поскольку в условиях рыночных отношений ценообразование зависит в основном от складывающегося соотношения спроса и предложения, а также от маркетинговой политики.
В связи с этим отмена налога на добавленную стоимость в отношении продукции пчеловодства и оборудования для пчеловодства не окажет влияния на стоимость этих товаров.
В то же время принятие указанного предложения создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов в отношении других продовольственных товаров, облагаемым в настоящее время налогом на добавленную стоимость, а также оборудования, используемого при производстве продукции в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, а также в других отраслях экономики, что приведет к сокращению доходов федерального бюджета и может негативно отразиться на выполнении принятых обязательств по финансированию расходов на социально значимые программы.
Учитывая изложенное, указанное предложение не поддерживается. Ранее подобные заключения были представлены в письме Минфина России от 12.07.2006 N 03-04-14/17.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Ответ прошел контроль качества

25 июля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.