Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение В 2018 году физическое лицо обратилось в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. В том же 2018 году суд вынес решение о значительном уменьшении кадастровой стоимости земельного участка. Может ли физическое лицо вернуть из бюджета излишне уплаченный земельный налог? За какой период времени?

В 2018 году физическое лицо обратилось в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. В том же 2018 году суд вынес решение о значительном уменьшении кадастровой стоимости земельного участка.
Может ли физическое лицо вернуть из бюджета излишне уплаченный земельный налог? За какой период времени?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Физическое лицо может вернуть из бюджета излишне уплаченный земельный налог за 2018 год, но не ранее.

Обоснование вывода:
Порядок налогообложения земельных участков в РФ определен главой 31 НК РФ. Земельный налог является местным налогом, обязательным к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 387 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен земельный налог.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. При этом кадастровая стоимость ЗУ определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 2 ст. 390 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
На основании ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Налоговые органы в целях исчисления земельного налога также руководствуются положениями ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ (письма ФНС России от 15.04.2014 N БС-4-11/7177, Управления ФНС России по Рязанской области от 21.03.2014 N 2.13-36/03190@).
На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на конкретную дату - 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В настоящее время в случае оспаривания кадастровой стоимости ее новое значение, установленное после 1 января 2019 года решением комиссии или суда, будет учитываться при определении налоговой базы с даты начала налогообложения ЗУ по оспоренной кадастровой стоимости (п. 1.1. ст. 391 НК РФ, Информация ФНС России от 11.12.2018).
Однако данное положение связано с внесением изменений в НК РФ ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 334-ФЗ), который действует с 01.01.2019.
По мнению контролирующих органов, положения п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391 и п. 2 ст. 403 НК РФ (в редакции Закона N 334-ФЗ), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года. Одним из таких оснований может являться решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости. С учетом изложенного кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (письмо ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@, письма Минфина России от 27.09.2018 N 03-05-05-02/69137, N 03-05-05-01/69209, от 01.10.2018 N 03-05-06-01/70282).
В 2018 году действовала предыдущая редакция НК РФ. В общем случае изменение кадастровой стоимости ЗУ в течение налогового периода не должно было учитываться при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (абзац четвертый п. 1 ст. 391 НК РФ). Однако в случае изменения кадастровой стоимости ЗУ по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной такими решениями, учитывались при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (письмо Минфина России от 16.01.2015 N 03-05-05-02/633).
Отметим, что аналогичное правило установлено ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ.
В то время налоговое ведомство выпустило ряд разъяснений (письма ФНС России от 14.04.2015 N БС-4-11/6355@, от 27.03.2015 N БС-4-11/5013@, от 26.03.2015 N БС-4-11/4935@). К примеру, ФНС России считало, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2015 году и решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в 2015 году, то новая кадастровая стоимость должна применяться с 01.01.2015.
Отметим также, что в п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 указано, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Исходя из этого, в письме Минфина России от 15.07.2016 N 03-04-06/41463 был сделан вывод о том, что в случае, если кадастровая стоимость земельного участка была изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании заявления, поданного в 2015 году, организация вправе применять измененную кадастровую стоимость земельного участка в целях исчисления земельного налога с 2015 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки. Смотрите также постановление Второго ААС от 29.05.2017 N 02АП-3046/17.
Учитывая вышеизложенное, а также нормы п.п. 1, 6 ст. 396 НК РФ, сумма земельного налога (авансовых платежей по налогу) в рассматриваемой ситуации должна исчисляться исходя из пересмотренной кадастровой стоимости ЗУ, которая подлежит применению с 01.01.2018 в качестве налоговой базы по земельному налогу, исчисляемому в 2018 году.
Таким образом, физическое лицо может вернуть из бюджета излишне уплаченный земельный налог за 2018 год, но не ранее.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Налоговая база по земельному налогу;
- Энциклопедия решений. Порядок определения налоговой базы по земельному налогу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

21 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.