Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Возможно ли отнести к представительским расходам затраты на приобретение продуктов питания (чай, кофе, печенье и т.д.) при проведении проверки контролирующими органами?

Возможно ли отнести к представительским расходам затраты на приобретение продуктов питания (чай, кофе, печенье и т.д.) при проведении проверки контролирующими органами?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
К представительским расходам относятся расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций (или физических лиц), участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества.
Сотрудники контролирующих органов к указанным лицам не относятся. Поэтому расходы на прием и обслуживание представителей контролирующих органов, направленных в организацию для исполнения своих служебных обязанностей (проведение проверки ее деятельности), не могут учитываться в составе представительских. Кроме того, указанные расходы, по нашему мнению, не соответствуют критериям признания в качестве расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Обоснование вывода:
Глава 25 НК РФ содержит закрытый перечень расходов, которые налогоплательщик может относить к представительским для целей учета их при расчете налогооблагаемой базы согласно пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ.
В п. 2 ст. 264 НК РФ установлено, что к представительским расходам относятся:
1. Расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание:
- представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
- участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.
2. Расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для:
- представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
- участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика;
- официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах.
3. Транспортное обеспечение доставки к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно:
- представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
- участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика;
- официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах.
4. Буфетное обслуживание во время переговоров.
5. Оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
В указанной норме не приведен конкретный перечень услуг, подпадающих под понятие "официальный прием и обслуживание", поэтому при отнесении тех или иных расходов к представительским необходимо, чтобы они были связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, осуществлены при проведении официальных мероприятий и не относились к расходам на организацию отдыха и развлечений (смотрите постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11.02.2011 по делу N А32-8834/2010, Пятнадцатого ААС от 10.04.2015 N 15АП-2891/15, Семнадцатого ААС от 06.10.2011 N 17АП-3716/11).
Конкретный состав расходов на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) положениями НК РФ также не регламентирован (письмо Минфина России от 21.10.2014 N 03-03-06/1/53004)*(1).
Однако из положений п. 2 ст. 264 НК РФ следует, что к представительским расходам относятся расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества.
То есть участниками официального мероприятия или переговоров, расходы по организации которых могут быть признаны представительскими, должны быть представители других организаций, участвующих в переговорах в целях взаимного сотрудничества, или представители руководящего органа самой организации. При этом переговоры или официальный прием можно считать направленными на установление (поддержание) взаимного сотрудничества, если их участниками являются представители различных организаций*(2) для обсуждения вопросов совместного взаимодействия в целях извлечения прибыли.
В письме от 12.05.2010 N 03-03-06/1/327 в отношении продуктов питания (чай, кофе, конфеты, печенье), выкладываемых на столе для контрагентов, ожидающих документы, Минфин России указал, что затраты на их приобретение не соответствуют положениям п. 2 ст. 264 НК РФ и не могут быть включены в состав представительских расходов в целях налогообложения прибыли.
Например, расходы на приобретение товаров, предназначенных для обслуживания клиентов (минеральная вода, чай, кофе, сахар, соки и другие), представители налоговых органов и Минфина России квалифицируют как расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (п. 16 ст. 270 НК РФ, письма Минфина России от 01.06.2011 N 03-11-06/2/86, УФНС России по г. Москве от 21.01.2011 N 16-15/005285@). В приведенных письмах рассматриваются вопросы организаций, применяющих УСН. Однако полагаем, что содержащаяся в них аргументация может быть применена и для общей системы налогообложения.
Отметим, что НК РФ не конкретизирует характеристику расходов на буфетное обслуживание по время переговоров. Однако, по нашему мнению, исходя из общего смысла п. 2 ст. 264 НК РФ, к представительским относятся расходы на буфетное обслуживание лиц, указанных в п. 2 ст. 264 НК РФ. Представители контролирующих органов к указанным лицам не относятся. Кроме того, расходы, связанные с приемом сотрудников контролирующих органов, не могут рассматриваться в качестве расходов на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций (на проведение завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) или на буфетное обслуживание во время переговоров. Маловероятно, чтобы можно было достаточно обоснованно доказать, что какие-либо мероприятия с участием указанных представителей контролирующих органов, направленных в организацию для исполнения своих служебных обязанностей (проведение проверки деятельности организации), связаны с проведением переговоров для обсуждения вопросов совместного взаимодействия в целях извлечения прибыли.
Напомним, что в целях налогообложения прибыли могут учитываться любые расходы вне зависимости от того, поименованы они или нет в соответствующих статьях НК РФ, при условии соответствия их указанным в ст. 252 НК РФ критериям (за исключением прямых изъятий, предусмотренных ст. 270 НК РФ). В п. 49 ст. 270 НК РФ отдельно указано, что к расходам, не принимаемым для целей налогообложения, относятся любые расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Осуществление проверок организации контролирующими органами обусловлено требованием законодательства, и результаты проверок не зависят от каких-либо расходов организации, связанных с приемом представителей контролирующих органов (смотрите, например письмо ФНС России от 15.11.2007 N ММ-6-18/888@).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Ответ прошел контроль качества

1 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В частности, в законодательстве отсутствует запрет на учет в составе представительских расходов стоимости потребленных в ходе переговоров спиртных напитков.
*(2) К представительским расходам также могут быть отнесены расходы на проведение переговоров с физическими лицами, являющимися как фактическими, так и потенциальными клиентами организации (письмо Минфина России от 05.06.2015 N 03-03-06/2/32859).