Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация ведет деятельность по продаже продукции через торговые (вендинговые) автоматы. В настоящий момент планирует закупить механические торговые автоматы для реализации жевательной резинки. Нужно ли подавать уведомление об объекте обложения торговым сбором? Если надо подавать уведомление, то в ситуации, когда на одной стойке в одном помещении сразу несколько автоматов, сколько уведомлений нужно: одно или несколько?

Организация ведет деятельность по продаже продукции через торговые (вендинговые) автоматы. В настоящий момент планирует закупить механические торговые автоматы для реализации жевательной резинки.
Нужно ли подавать уведомление об объекте обложения торговым сбором?
Если надо подавать уведомление, то в ситуации, когда на одной стойке в одном помещении сразу несколько автоматов, сколько уведомлений нужно: одно или несколько?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По факту возникновения новых объектов обложения торговым сбором в виде механических торговых автоматов у плательщика торгового сбора возникает обязанность подать уведомление в установленные сроки.
При этом сведения о новых торговых автоматах организации следует отразить в одном Уведомлении, представляемом по форме N ТС-1.

Обоснование позиции:
Пунктом 60 ГОСТа Р 51303-2013 установлено, что торговый автомат (вендинговый автомат) - это нестационарный торговый объект.
В целях налогообложения торговые автоматы не подразделяются на механические и иные, следовательно, в отношении механических торговых автоматов применяются общие нормы законодательства.
Согласно пп. 8 п. 4 Порядка разработки, утверждения и изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов и их размещения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП, торговый (вендинговый) автомат является объектом, предназначенным для ведения торговли.
Таким образом, в отношении торговли через торговые автоматы может быть установлен торговый сбор.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, предусмотренные ст. 413 НК РФ, на территории города Москвы, в отношении которых Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (далее - Закон N 62) установлен торговый сбор, обязаны в соответствии с п. 2 ст. 416 НК РФ представить в налоговый орган не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором уведомление по форме ТС-1 "Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор" (далее - Уведомление) (приложение N 1 к приказу ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@).
В Уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором: вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность; характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора (абзац второй п. 1 ст. 416 НК РФ).
Информация, содержащаяся в Уведомлении о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора, подлежит контролю на предмет в том числе правомерности применения освобождения от обложения торговым сбором, предоставленного определенным категориям плательщиков.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 62, п. 3 ст. 410 НК РФ розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов, освобождается от обложения торговым сбором.
При этом наличие права на применение льгот не освобождает плательщика сбора от обязанности представить в соответствующий налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора, т.к. обязанность представлять такое уведомление установлена для всех плательщиков сбора (ст. 416 НК РФ), в том числе и для тех, которые подпадают под действие льгот.
Таким образом, возможность применения налогоплательщиком льготы по торговому сбору не освобождает его от обязанности подачи соответствующего уведомления в налоговый орган. Аналогичная точка зрения выражена в п. 2.2 письма Департамента финансов г. Москвы от 20.04.2015 N 90-01-01-07-53/15. В письме указывалось, что информация о льготных категориях плательщиков сбора, не подавших в налоговый орган уведомление, будет собираться и направляться в налоговый орган Департаментом экономической политики и развития города Москвы в результате мероприятий по выявлению объектов обложения сбором или выявлению недостоверных сведений об объектах обложения сбором.
Для получения льготы вместе с уведомлением, полагаем, необходимо представить документы, подтверждающие право на получение такой льготы. Таким документом, по нашему мнению, является паспорт изделия; также подтверждающим документом может быть приказ на установку торгового автомата, договор аренды (при наличии такового).
Исходя из п. 33 Порядка заполнения форм "Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор... " (далее - Порядок), утвержденного приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@, в поле 3.5 "Код налоговой льготы" формы N ТС-1 последовательно указываются пункт и подпункт статьи нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в соответствии с которым предоставляется соответствующая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по четыре знакоместа, при этом заполнение данной части показателя осуществляется слева направо и, если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями). В данном случае, поскольку соответствующая льгота установлена пп. 1.1 п. 1 ст. 3 Закона N 62, соответствующее поле заполняется следующим образом: 0003000101.1.
Исходя из п. 16 Порядка в случае, если у организации имеется нескольких объектов обложения сбором, то по каждому из них в форме N ТС-1 заполняется отдельная страница, содержащая сведения об объекте обложения. Среди таких сведений, например, адрес объекта осуществления торговли с указанием номера офиса, кадастровый номер помещения, площадь торгового зала объекта осуществления торговли (п.п. 22, 26, 28 Порядка).
В поле 2.2 "Код объекта осуществления торговли" формы N ТС-1, состоящем из двух знакомест, указывается соответствующий код согласно приложению N 3 к настоящему Порядку. В данном случае следует указать код - 06 (п. 20 Порядка).
В поле 2.3 "Наименование объекта осуществления торговли", полагаем, возможно также написать "торговый автомат" (п. 21 Порядка).
Основываясь на положениях Порядка, считаем, что в подобной ситуации плательщику сбора следовало заполнить столько страниц "Информация об объекте обложения торговым сбором" формы N ТС-1, сколько торговых автоматов имеется у организации.
При этом заполненные страницы будут являться частью одного экземпляра подаваемого уведомления.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет плательщиков торгового сбора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

29 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.