Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Производимые организацией мучные изделия являются смесями пищевыми для приготовления хлебобулочных изделий (далее - смеси) и не относятся к детскому питанию. Возможно ли применение налоговой ставки 10%?

Производимые организацией мучные изделия являются смесями пищевыми для приготовления хлебобулочных изделий (далее - смеси) и не относятся к детскому питанию.
Возможно ли применение налоговой ставки 10%?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация при реализации смесей для приготовления хлебобулочных изделий должна применять налоговую ставку - 18% (а с 01.01.2019 - 20%).

Обоснование вывода:
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации продовольственных товаров, поименованных в данном подпункте.
При этом коды видов указанных товаров определяются Правительством Российской Федерации (абзац пятьдесят шестой п. 2 ст. 164 НК РФ) в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКПД2), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД2, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - Перечень ОКПД). Этим же постановлением для импортных товаров утвержден Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по ставке 10% при ввозе на территорию РФ (далее - Перечень ТН ВЭД).
В анализируемой ситуации смеси являются продукцией российского производства, поэтому прежде надлежит руководствоваться Перечнем ОКПД.
В результате анализа ОКПД2 мы пришли к выводу, что производимые Организацией смеси относятся к коду 10.61.24 "Смеси для приготовления хлебобулочных и мучных кондитерских изделий".
Однако данный код ОКПД2 не упомянут в Перечне ОКПД, хотя там упоминаются "соседние" коды 10.61.21, 10.61.22 и 10.61.23.
В отношении операций по реализации продукции собственного производства, не включенной в упомянутые выше Перечни, применяется ставка 18% на основании п. 3 ст. 164 НК РФ (письма Минфина России от 19.06.2018 N 03-07-07/41742, от 23.04.2018 N 03-07-07/27259, от 03.04.2018 N 03-07-07/21283).
Дополнительно отметим позицию судебных органов. В п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 указано, что при рассмотрении споров, касающихся обоснованности применения ставки НДС 10%, судам необходимо учитывать, что Правительство РФ не вправе вводить дополнительные основания ограничений на ее применение, которые прямо не вытекают из положений п. 2 ст. 164 НК РФ. В частности, применение ставки 10% в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории РФ либо товар был ввезен на территорию РФ, поскольку из п. 2 ст. 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия. Поэтому для применения пониженной налоговой ставки НДС достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ со ссылкой хотя бы на один из двух источников - ОКПД или ТН ВЭД. (письма Минфина России от 17.03.2017 N 03-10-11/15618, от 13.08.2015 N 03-07-13/1/46756).
Однако смеси пищевые для производства хлебобулочных изделий не упомянуты и в Перечне ТН ВЭД. Следовательно, обосновать возможность применения налоговой ставки 10% ссылкой на позицию ВАС РФ, как мы полагаем, не удастся.
Таким образом, мы полагаем, что Организация при реализации смесей для приготовления хлебобулочных изделий должна применять общую налоговую ставку - 18% (а с 01.01.2019 - 20%).

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Ставка НДС 10%;
- Энциклопедия решений. Ставки НДС. Основная ставка 18%.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

2 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.