Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Бюджетное учреждение (далее - учреждение) находится на общей системе налогообложения. Учреждение оказывает населению бытовые и педагогические услуги, услуги общепита не оказываются. По мнению налогового органа, учреждения, оказывающие услуги населению, имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, должны применять онлайн-ККТ с 01.07.2018. Имеет ли учреждение право на отсрочку по установлению ККТ до 01.07.2019?

Бюджетное учреждение (далее - учреждение) находится на общей системе налогообложения. Учреждение оказывает населению бытовые и педагогические услуги, услуги общепита не оказываются. По мнению налогового органа, учреждения, оказывающие услуги населению, имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, должны применять онлайн-ККТ с 01.07.2018. Имеет ли учреждение право на отсрочку по установлению ККТ до 01.07.2019?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При оказании услуг (кроме услуг общественного питания) населению учреждение вправе до 1 июля 2019 года при осуществлении наличных денежных расчетов не применять ККТ при условии выдачи бланка строгой отчетности, оформленного в соответствии с требованиями Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (ККТ) применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных этим законом. Каких-либо особенностей в отношении бюджетных учреждений Законом N 54-ФЗ не предусмотрено.
С 15.07.2016 вступили в силу изменения, внесенные в Закон N 54-ФЗ Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ), которым предусмотрен переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде (далее - онлайн-ККТ). Также с 01.07.2017 новый порядок применения ККТ обязателен к применению для практически всех пользователей ККТ. При этом для некоторых лиц Законом N 290-ФЗ предусмотрена отсрочка перехода на онлайн-ККТ.
Позднее Федеральным законом от 27.11.2017 N 337-ФЗ (далее - Закон N 337-ФЗ) в Закон N 290-ФЗ были внесены изменения, касающиеся, в частности, рассматриваемого вопроса (письмо Минфина России от 05.12.2017 N 03-01-15/80841)
В частности, при осуществлении расчетов до 1 июля 2019 года могут не применять ККТ организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и ИП, имеющих наемных работников, оказывающих услуги общественного питания). Данные лица (организации и ИП независимо от применяемой ими системы налогообложения) вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ (ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ в редакции Закона N 337-ФЗ).
Такую же позицию высказывают финансовые органы (письма Минфина России от 23.03.2018 N 03-11-11/18600, от 15.03.2018 N 03-11-11/16093, от 19.01.2018 N 03-01-15/2889).
Напомним, что на основании п. 2 ст. 2 старой редакции Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могли осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих БСО.
В соответствии с п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение), БСО, приравненный к кассовому чеку, должен содержать следующие реквизиты:
- наименование документа, шестизначный номер и серия;
- наименование и организационно-правовая форма - для организации;
- фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
- место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
- вид услуги;
- стоимость услуги в денежном выражении;
- размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
- дата осуществления расчета и составления документа;
- должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя), если она имеется;
- иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
БСО изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. БСО, изготовленный типографским способом, должен содержать сведения об изготовителе бланка (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком в течение не менее пяти лет, а также сохранять уникальный номер и серию БСО при его заполнении и выпуске (п.п. 4, 11 Положения).
Следовательно, в анализируемой ситуации учреждение имеет право не применять онлайн-ККТ (до 01.07.2019) при соблюдении двух условий:
- рассматриваемые работы (услуги) оказываются населению и не являются услугами общественного питания;
- при расчете выдается соответствующий БСО в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в старой редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ).
Аналогичная точка зрения озвучена в Информации ФНС России от 28.11.2017 "Президент утвердил налоговый вычет за покупку онлайн-кассы и перенос сроков применения онлайн-ККТ в сфере услуг на год" (смотрите также письмо УФНС России по Новгородской области от 05.12.2017 N 8-18/14688а). Согласно указанной Информации ККТ обязаны применять:
- с 1 июля 2018 года - организации и ИП, имеющие наемных работников, работающие в сфере общепита;
- с 1 июля 2019 года - организации и ИП, выполняющие работы или оказывающие услуги населению. Тут же сделано пояснение: "Налогоплательщики, применяющие общую систему налогообложения и УСН, при условии выдачи бланков строгой отчетности при оказании услуг населению также получили возможность не применять ККТ до 1 июля 2019 года (исключение составила сфера общепита)".
Мы видим, что и по мнению налогового органа ограничение "имеющие наемных работников" относится только к сфере общепита. Более того, по нашему мнению, данное ограничение относится только к индивидуальным предпринимателям, поскольку любая организация может оказывать услуги только силами работников, с которыми существуют трудовые отношения.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Проверки применения ККТ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

23 мая 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.