Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация является собственником коттеджа, первый этаж которого используется для представительских целей (встречи, переговоры). Второй этаж используется для организации проживания гостей. Коттедж не выделен в качестве отдельного структурного подразделения. Основное средство числиться на счёте 01. Учитываются ли в целях налогообложения следующие расходы: амортизация объекта, расходы по оплате труда обслуживающего персонала, расходы по содержанию данного объекта, расходы на приобретение мебели, объектов интерьера, бытовой техники?

Организация является собственником коттеджа, первый этаж которого используется для представительских целей (встречи, переговоры). Второй этаж используется для организации проживания гостей. Коттедж не выделен в качестве отдельного структурного подразделения. Основное средство числиться на счёте 01.
Учитываются ли в целях налогообложения следующие расходы: амортизация объекта, расходы по оплате труда обслуживающего персонала, расходы по содержанию данного объекта, расходы на приобретение мебели, объектов интерьера, бытовой техники?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку налоговое законодательство не содержит расшифровки понятия "официальный прием и (или) обслуживание" для целей применения п. 2 ст. 264 НК РФ, полагаем, что к расходам организации на официальный прием и (или) обслуживание относятся расходы в виде:
- амортизации коттеджа и иных объектов основных средств, используемых при проведении официальных приемов и (или) обслуживания;
- расходов, связанных с содержанием коттеджа;
- затрат на приобретение мебели, объектов интерьера, бытовой техники (если их стоимость не превышает величину, установленную в п. 1 ст. 257 НК РФ).
Указанные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль при соблюдении следующих условий:
- указанные расходы отвечают требованию п. 1 ст. 252 НК РФ (являются экономически обоснованными и документально подтверждены);
- не связаны с организацией развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний;
- не используются в личных целях физических лиц.
Обращаем внимание, что представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем четырех процентов от расходов на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
С целью документального подтверждения соблюдения указанных выше условий полагаем целесообразным составить документ, утверждающий порядок использования коттеджа, в котором можно, например, указать цели его использования и установить запрет на использование его в иных целях.
Кроме того, для снижения риска расчета налоговым органом дней, когда коттедж простаивал (не использовался для установленных целей), в таком положении следует указать, что в периоды, когда официальные приемы не проводятся, коттедж используется для иных хозяйственных целей (например, для хранения ТМЦ, архива и т.п.).
В периоды проведения официальных приемов также следует оформлять документальное подтверждение понесенных расходов (сметы, цель переговоров, программа приема и т.п.).
Затраты на оплату труда обслуживающего персонала учитываются при расчете налога на прибыль в общем порядке (то есть без нормирования) на основании ст. 255 НК РФ (при соответствии их требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ).
При этом, учитывая разъяснения представителей финансового и налогового ведомств, а также наличие судебной практики, высока вероятность претензий со стороны налоговых органов.

Обоснование вывода:
По общему правилу в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, признаются любые затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки) налогоплательщика, при условии, что они соответствуют одновременно следующим критериям:
- являются экономически обоснованными;
- произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода;
- документально подтверждены;
- прямо не поименованы в ст. 270 НК РФ.
При этом в соответствии с третьим абзацем п. 1 ст. 252 НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Понятие "экономически оправданные затраты" НК РФ не расшифровывает. Вместе с тем из анализа арбитражной практики следует, что экономически оправданными признаются затраты:
- обусловленные целями получения доходов;
- удовлетворяющие принципу рациональности;
- обусловленные обычаями делового оборота.
Основные моменты, связанные с толкованием понятий обоснованности и экономической оправданности расходов и применением норм ст. 252 НК РФ, разъяснил КС РФ в определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и 366-О-П:
- расходы оправданы и экономически обоснованы, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель деятельности, а не ее результат;
- экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата - целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь сам хозяйствующий субъект, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса;
- все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными (при этом бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (смотрите также определения КС РФ от 01.10.2009 N 1270-О-О, от 19.10.2010 N 1422-О-О и др.).
В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном пунктом 2 ст. 264 НК РФ.
Обращаем внимание, что представительские расходы нормируются - в течение отчетного (налогового) периода они включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Затраты сверх указанного лимита в целях налогообложения не учитываются (п. 42 ст. 270 НК РФ).
Исходя из п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся:
1. Расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание:
- представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
- участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.
2. Расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для:
- представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
- участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика;
- официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах.
3. Транспортное обеспечение доставки к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно:
- представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
- участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика;
- официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах.
4. Буфетное обслуживание во время переговоров.
5. Оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Как прямо указано в п. 2 ст. 264 НК РФ, к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
С одной стороны, перечень мероприятий, расходы на осуществление которых относятся к представительским согласно п. 2 ст. 264 НК РФ, является закрытым, однако в НК РФ не приведен конкретный перечень затрат, подпадающих под понятие "расходы на официальный прием и обслуживание", поэтому при отнесении тех или иных расходов к представительским необходимо, чтобы они были связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, осуществлены при проведении официальных мероприятий и не относились к расходам на организацию отдыха и развлечений (письмо Минфина России от 21.10.2014 N 03-03-06/1/53004, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11.02.2011 по делу N А32-8834/2010, Пятнадцатого ААС от 10.04.2015 N 15АП-2891/15, Семнадцатого ААС от 06.10.2011 N 17АП-3716/11, ФАС Уральского округа от 23.08.2011 N Ф09-4143/11 по делу N А60-29338/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.2006 N А29-1822/2005а).
Поэтому, по нашему мнению, расходы организации, связанные с содержанием коттеджа, используемого для проведения официальных приемов и обслуживания, суммы амортизации, и т.п. затраты могут быть учтены в составе представительских расходов при исчислении налога на прибыль при условии их соответствия п. 1 ст. 252 НК РФ.
Что касается расходов на приобретение мебели, объектов интерьера и бытовой техники, то, по нашему мнению, такие расходы могут быть учтены в качестве представительских при условии, что они не связаны с организацией отдыха и развлечений (например, бильярдный стол или караоке-система).

Расходы на оплату труда

Расходы на оплату труда и иные выплаты обслуживающему персоналу учитываются в общеустановленном порядке в составе расходов на оплату труда согласно ст. 255 НК РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 13.03.2008 N 03-03-06/1/173 и от 06.03.2008 N 03-03-06/2/19, в котором рассматривался вопрос учета затрат на оплату труда работников столовой, содержащейся организацией для организации питания сотрудников).
Напомним, что в соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Амортизационные отчисления

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода, и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. При этом под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (п. 1 ст. 257 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации отнесение коттеджа к амортизируемому имуществу в целях налогообложения прибыли может быть признано контролирующим органом неправомерным в случае наличия доказательств, свидетельствующих об использовании коттеджа в личных целях, не связанных с производственной деятельности организации, а также для организации отдыха и развлечений (смотрите, например, постановление Тринадцатого ААС от 28.03.2011 N 13АП-2553/11, в котором суд признан правомерным учет в составе амортизируемого имущества бани, которая использовалась в том числе в качестве подсобного помещения для хранения не представляющего ценности имущества). В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.07.2008 N А05-6193/2007 суд указал: "объект основных средств - сауна, принадлежащая Обществу на праве собственности, расположена в административном корпусе _ и используется им исключительно в представительских целях, для приема и обслуживания представителей других организаций в целях поддержания взаимовыгодного сотрудничества, для проведения переговоров после посещения сауны. Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, налоговым органом не представлены".
Что касается мебели, предметов интерьера и бытовой техники, то в составе представительских могут быть учтены расходы на амортизацию и этих объектов (если их стоимость превышает стоимость, указанную в п. 1 ст. 257 НК РФ). Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008 N А05-12045/2007 суд указал, что в норме п. 2 ст. 264 НК РФ указаны критерии, по которым те или иные расходы могут быть отнесены к представительским, дан не конкретный, а общий перечень расходов, который не является исчерпывающим. По мнению налогового органа, наборы посуды, используемые для проведения официальных приемов, можно признать в налоговом учете в качестве представительских, однако списание их должно осуществляться через начисление амортизации, а не единовременно. Суд не принял во внимание этот довод инспекции. Согласно действовавшим в тот период положениям п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признавалось имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. Из представленной налогоплательщиком справки следовало, что стоимость предметов, входящих в приобретенные наборы посуды, не превышает 10 000 руб. Все предметы могли использоваться независимо друг от друга. В итоге суд поддержал налогоплательщика.
Мы видим, что учет в составе представительских сумм амортизации по объектам, используемым в представительских целях, принципиально возможен, равно как и возможно единовременное списание их стоимости в состав затрат, если стоимостной критерий для признания их основными средствами не соблюдается и ценности относятся к МПЗ. Но, учитывая такие расходы, не следует забывать о том, что в совокупности с другими представительскими они являются нормируемыми.
Если же организация предполагает в определенные периоды использовать коттедж в иных целях (например, для хранения ТМЦ, архива, сдачи в аренду и т.п.), то соответствующим образом следует организовать и учет расходов для целей непревышения норматива по представительским расходам (четыре процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период). Каких-либо разъяснений по подобной ситуации нами не обнаружено, но мы полагаем, что возможность учета затрат в части, превышающей норматив по представительским (в случае использования имущества в иных целях, способствующих достижению прибыли), будет зависеть от возможности организации доказать, в какой степени расходы (например, в виде амортизации) относятся к тем или иным операциям.
Здесь же напомним, что согласно п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Расходы, связанные с проживанием

Понятие "обслуживание" для целей представительских расходов также отдельно не расшифровано. Ряд арбитражных судов полагает, что понятие "обслуживание" согласно п. 2 ст. 264 НК РФ имеет широкое значение и в соответствии с положениями ст. 11 НК РФ может подразумевать обеспечение жильем сотрудников других организаций. Так, в постановлении от 01.03.2007 N Ф04-9370/2006 (30552-А81-27) ФАС Западно-Сибирского округа пришел к выводу, что "...понятие "обслуживание" в смысле пункта 2 статьи 264 НК РФ имеет широкий спектр, куда в соответствии с положениями статьи 11 НК РФ можно отнести в том числе и обеспечение жильем как нормальное существование человека, прибывшего из другого населенного пункта". В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 18.06.2009 N А53-14011/2008-С5-14 суд также согласился с отнесением расходов на проживание к представительским*(1).
Кроме того, как показывает судебная практика, затраты на обслуживание:
- представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
- участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, в том числе связанные с обеспечением их проживания, при наличии экономической обоснованности и документального подтверждения организация может признать в налоговом учете как прочие расходы согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (смотрите, например, постановления Седьмого ААС от 20.02.2012 N 07АП-579/12, Девятого ААС от 11.02.2009 N 09АП-12853/2008).
Отдельно отметим, что в случае, если налоговый орган придет к выводу, что те или иные затраты не могут быть отнесены к представительским, то они могут быть квалифицированы в качестве других расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2011 N КА-А40/4584-11 по делу N А40-99409/10-13-522). Например, в постановлении ФАС Московского округа от 29.01.2014 N Ф05-16475/13 по делу N А40-150130/2012 суд согласился с тем, что расходы на приобретение микрофонов, видеокамеры и костюмов, связанные с подготовкой налогоплательщиком торжественного мероприятия, могут быть учтены при налогообложении прибыли, хотя налоговый орган посчитал, что рассматриваемые расходы не относятся к представительским.
Таким образом, по нашему мнению, поскольку налоговое законодательство не содержит расшифровки понятия "официальный прием и (или) обслуживание" для целей применения п. 2 ст. 264 НК РФ, полагаем, что к расходам организации на официальный прием и (или) обслуживание относятся расходы в виде:
- амортизации коттеджа и иных объектов основных средств, используемых при проведении официальных приемов и (или) обслуживания;
- расходов, связанных с содержанием коттеджа;
- затрат на приобретение мебели, объектов интерьера, бытовой техники (если их стоимость не превышает величину, установленную в п. 1 ст. 257 НК РФ).
Указанные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль при соблюдении следующих условий:
- указанные расходы отвечают требованию п. 1 ст. 252 НК РФ (являются экономически обоснованными и документально подтверждены);
- они не связаны с организацией развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний;
- не используется в личных целях физических лиц.
Затраты на оплату труда обслуживающего персонала учитываются при расчете налога на прибыль в общем порядке (то есть без нормирования) на основании ст. 255 НК РФ (при соответствии их требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документальное подтверждение

С целью документального подтверждения соблюдения указанных выше условий полагаем целесообразным составить документ, утверждающий порядок использования коттеджа, в котором можно, например, указать цели его использования и установить запрет на использование его в иных, непроизводственных целях (отдых, развлечение).
Кроме того, для снижения риска расчета налоговым органом дней, когда коттедж простаивал (не использовался для установленных целей), в таком положении следует указать, что в периоды, когда официальные приемы не проводятся, коттедж используется для иных хозяйственных целей (например, для хранения ТМЦ, архива, сдачи в аренду и т.п.). Но тогда, как уже сказано выше, для целей отнесения расходов к представительским и прочим расходам следует организовать их раздельный учет и признавать по разным основаниям. Каких-либо методик такого деления затрат НК РФ не содержит, поэтому налогоплательщик вправе разработать их самостоятельно.
В периоды проведения официальных приемов также следует оформлять документальное подтверждение понесенных расходов.
Примерный перечень документов для подтверждения представительских расходов содержится в письмах Минфина России от 22.03.2010 N 03-03-06/4/26, от 13.11.2007 N 03-03-06/1/807. Для экономического обоснования затрат составляются внутренние распорядительные документы организации, которые издаются, как правило, в виде приказов руководителя и содержат, например:
- план представительского мероприятия с указанием цели, места и сроков его проведения;
- смету представительских расходов;
- список официальных лиц организации, которые будут участвовать в переговорах, с указанием ответственного за их проведение;
- порядок выдачи сумм на представительские расходы под отчет.
Итоговые документы должны подтверждать сам факт проведения представительского мероприятия (это может быть, например, протокол переговоров с указанием обсужденных вопросов и достигнутых договоренностей), а также свидетельствовать о понесенных затратах (отчет о представительских расходах, акт о выполнении услуг по проведению мероприятия). Аналогичное мнение приведено в письме ФНС России от 08.05.2014 N ГД-4-3/8852: помимо первичных учетных документов, подтверждающих факт приобретения товаров, работ, услуг (в том числе прилагаемых к авансовому отчету), достаточно любого первичного документа, отвечающего критериям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), из содержания которого следует, что данные приобретения использованы при проведении мероприятий, предусмотренных п. 2 ст. 264 НК РФ.
Так, в отчет о представительских расходах рекомендуется включать информацию о целях представительских мероприятий и результатах их проведения, дате и месте проведения, программе, составе приглашенной делегации и участников принимающей стороны, величине расходов на представительские цели. Документ об осуществлении представительских расходов должен содержать конкретную информацию о суммах произведенных расходов и быть утвержден руководителем организации (письмо УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 N 21-11/113019@).
Подтверждением прочих расходов могут служить любые документы, оформленные в соответствии со ст. 9 Закона N 402-ФЗ и подтверждающие целесообразность произведенных расходов. Помимо документов, подтверждающих произведенные расходы (счета на услуги гостиницы, транспортные билеты) такими документами могут служить коммерческое предложение, официальная просьба контрагента об ознакомлении с работой оборудования и другие подобные документы.

К сведению:
Пунктом 7 ст. 171 НК РФ предусмотрены особенности вычета сумм НДС, уплаченных в составе представительских расходов (письмо Минфина России от 31.01.2017 N 03-07-11/4723). Так, в соответствии c указанной нормой вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (п. 7 ст. 171 НК РФ, смотрите также вопрос 4 письма ФНС от 09.01.2017 N СД-4-3/2@).
Приведенная формулировка п. 7 ст. 171 НК РФ свидетельствует о праве налогоплательщика принять к вычету суммы НДС, уплаченные по представительским расходам, но только по тем из них, которые фактически учтены в составе расходов при исчислении налога на прибыль организаций (смотрите также письма Минфина России от 17.02.2011 N 03-07-11/35, от 06.11.2009 N 03-07-11/285, УФНС России по г. Москве от 19.08.2013 N 13-11/083321, от 09.12.2009 N 16-15/130757).
Что касается применения пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, отметим, что для возникновения объекта обложения НДС в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ необходимо одновременное выполнение двух условий:
- приобретенные на стороне или изготовленные собственными силами продукция (товары), работы, услуги передаются от одного структурного подразделения другому (и эта операция внутреннего перемещения документально оформлена);
- расходы на такие продукцию (товары), работы, услуги не учитываются в целях налогообложения прибыли в силу закона (а не по желанию налогоплательщика, который, например, не оформляет документы, которые позволили бы учесть затраты в расходах).
Поскольку в рассматриваемом случае коттедж не выделен как отдельное структурное подразделение, то передача товаров, приобретенных для использования в представительских целях при организации приемов и обслуживания официальных встреч на территории коттеджа, не подпадает под действие пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ и не облагается НДС.
Подробнее смотрите в ответах на:
- Вопрос: Инспекция доначислила НДС на расходы по организации профессионального праздника, на расходы по встрече представителей собственника, на расходы на проживание представителей. В состав расходов на организацию праздника входят расходы на приобретение продуктов питания (конфет): был накрыт общий стол, на который были выложены продукты, в том числе конфеты, работники приходили отметить праздник по желанию. В состав расходов на встречу представителей входит плата за въезд транспорта в аэропорт, расходы на оплату гостиницы. Возникают ли объекты налогообложения НДС, предусмотренные пп. 1 или пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2017 г.);
- Вопрос: Головная организация (г. Москва) проводит совещание для сотрудников в офисе своего филиала, расположенного в другом регионе. Филиал по поручению головной организации закупает все необходимые продукты для кофе-брейка. Продукты (кофе, чай, сахар) между филиалом и головной организацией не передаются. Персонифицировать продукты, передаваемые сотрудникам, не представляется возможным. Филиал на отдельный баланс не выделен. Возникает ли объект обложения НДС? Если да, то как отразить данную ситуацию в бухгалтерском учете? Куда отнести затраты на кофе-брейк в целях бухгалтерского учета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2015 г.)

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. НДС при передаче товаров для собственных нужд организации;
- Энциклопедия решений. Учет представительских расходов;
- Энциклопедия решений. Представительские расходы в целях налогообложения прибыли;
- Энциклопедия решений. Признание расходов в целях налогообложения прибыли.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

23 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Дополнительно смотрите также материалы: Вопрос: Можно ли учесть в составе представительских расходы на проживание иногородних лиц, приглашенных налогоплательщиком для участия в официальных мероприятиях, которые длятся несколько дней? (журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 8, август 2015 г.); Вопрос: Продукция нашей компании распространяется через сеть дилеров. Раз в год устраивается встреча с ними, на которой представляется новая продукция, обговариваются новые условия сотрудничества. Расходы на проезд и проживание представителей партнеров осуществляет наша организация. Бухгалтер учитывал их при расчете налога на прибыль. Недавно в компании прошла аудиторская проверка. Ревизоры посчитали, что указанные затраты необоснованно отражены в налоговом учете. Так ли это? (журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ", N 5, май 2017 г.)