Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация зарегистрирована в системе "Платон", является собственником большегрузных транспортных средств и уплачивает транспортный налог. Имеет ли организация право воспользоваться льготой по транспортному налогу, если она сдает автомобили в аренду и арендатор возмещает ей расходы, связанные с участием в системе "Платон"?

Организация зарегистрирована в системе "Платон", является собственником большегрузных транспортных средств и уплачивает транспортный налог. Имеет ли организация право воспользоваться льготой по транспортному налогу, если она сдает автомобили в аренду и арендатор возмещает ей расходы, связанные с участием в системе "Платон"?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Действующее законодательство не ставит предоставление льготы по транспортному налогу в отношении большегрузного транспортного средства в зависимость от получения возмещения суммы произведенной дорожной платы. Поэтому в рассматриваемом случае, независимо от получения возмещения дорожной платы арендатором, у арендодателя владельца большегрузного автомобиля сохраняется право на льготы по транспортному налогу.

Суммы, полученные арендодателем от арендатора в счет возмещения дорожной платы, должны принимать участие в расчете налоговой базы по налогу на прибыль в качестве внереализационных доходов.

 

Обоснование позиции:

В настоящее время отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, регулируются Федеральным законом об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации от 08.11.2007 N 257-ФЗ (далее - Закон N 257-ФЗ). С 15 ноября 2015 года для грузовых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, введен новый вид платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам общего пользования (далее - дорожная плата). Дорожную плату обязаны вносить все владельцы вышеуказанных транспортных средств независимо от фактической массы перевозимого груза (ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ, Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504).

Согласно части 6 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ дорожная плата в счет возмещения вреда уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ (далее - Закон N 249-ФЗ) в часть вторую НК РФ был внесен ряд положений, предусматривающих особенности исчисления налога на прибыль организаций и транспортного налога в связи с внесением владельцами транспортных средств дорожной платы.

Указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2016, и действуют до 31.12.2018 включительно (части 2, 4 ст. 2 Закона N 249-ФЗ). Смотрите также письма Минфина России от 12.09.2016 N 03-03-06/1/53177, ФНС России от 22.11.2016 N БС-4-21/22163.

 

Право на применение льготы по транспортному налогу в отношении большегрузного транспортного средства

В соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено ст. 362 НК РФ.

Согласно абзацу двенадцатому п. 2 ст. 362 НК РФ по истечении налогового периода сумма транспортного налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого большегрузного транспортного средства, уменьшается на сумму дорожной платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

В случае, если при применении указанного налогового вычета сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение, сумма этого налога принимается равной нулю (абзац тринадцатый того же пункта).

Пункт 2 ст. 363 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому налогоплательщики-организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн и зарегистрированного в реестре, исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают (письмо Минфина России от 11.05.2017 N 03-05-06-04/28327).

Исходя из буквального прочтения указанных норм, можно предположить, что основным условием для применения рассматриваемой льготы является то, что дорожная плата произведена в отношении определенного транспортного средства, по которому исчисляется транспортный налог, и транспортное средство должно быть зарегистрировано в реестре. Законодательством не предусмотрен возможный переход обязанности по уплате дорожного сбора к другим физическим или юридическим лицам, например арендаторам (смотрите письма Минфина России от 30.03.2017 N 03-05-06-04/18585, от 18.07.2016. N 03-05-04-04/41940, ФНС от 17.02.2017 N БС-4-21/3029@ "О транспортном налоге").

Таким образом, действующее законодательство не ставит предоставление льготы по транспортному налогу в отношении большегрузного транспортного средства в зависимость от получения возмещения суммы произведенной дорожной платы.

Поэтому в рассматриваемом случае, независимо от получения возмещения дорожной платы арендатором, у арендодателя владельца большегрузного автомобиля сохраняется право на льготы по транспортному налогу.

 

Налог на прибыль

В отношении возмещения собственнику затрат на платежи в системе "Платон" необходимо отметить, что ст. 421 ГК РФ установлен принцип свободы договора. Так, согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом п. 4 ст. 421 ГК РФ определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Поэтому собственник-арендодатель может:

1) включить дорожную плату в сумму арендной платы;

2) включить в договор аренды обязательство арендатора сверх арендной платы возмещать арендодателю расходы на сумму произведенной дорожной платы.

В рассматриваемом случае арендатор возмещает сумму произведенной дорожной платы арендодателем.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (пп. 1 ст. 247 НК РФ).

Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, для целей налогообложения прибыли признаются внереализационными доходами. К таким доходам относятся доходы, указанные в ст. 250 НК РФ.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст. 251 НК РФ. Статья 251 НК РФ не исключает из налогооблагаемых доходов суммы, полученные в качестве возмещения понесенных расходов.

Стоит отметить, что в силу пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ суммы возмещения затрат не учитываются при определении налоговой базы, если такие затраты произведены посредником (агентом, комиссионером, иным поверенным) за комитента, принципала, доверителя, то есть в рамках исполнения посреднического договора (в соответствии с которым указанные затраты не являются расходами посредника). Однако в рассматриваемой ситуации речи о посреднической схеме не идет.

Таким образом, принимая во внимание, что нормы ст. 251 НК РФ в данном случае не применяются, считаем, что суммы, полученные от арендодателя в счет возмещения расходов на сумму произведенной дорожной платы, должны принимать участие в расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

Нам не удалось найти разъяснений или судебной практики по вопросу налогообложения компенсации затрат на произведенную дорожную плату в рамках договора аренды транспортных средств. Вместе с тем аналогичные выводы в отношении возмещения транспортных расходов приведены, например, в письмах Минфина от 30.06.2010 N 03-11-06/2/105, от 10.03.2005 N 03-03-01-04/1/103, в отношении компенсации расходов исполнителя по договору на оказание юридических услуг - в письмах Минфина России от 15.08.2012 N 03-11-06/2/109, УФНС России по г. Москве от 05.07.2011 N 16-15/064928@, в отношении компенсации коммунальных расходов арендодателей (ссудодателей) - в письмах Минфина России от 12.05.2014 N 03-11-11/22068, от 07.08.2013 N 03-11-06/2/31776, от 18.07.2012 N 03-11-11/210, УФНС России по Иркутской области от 31.08.2011 N 16-26/016598@, УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 N 20-14/2/120232.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 9149/10 судьи поддержали мнение контролирующих органов. В суде рассматривалась ситуация, в которой обязанность по обеспечению арендуемого помещения отоплением, электроснабжением, водоснабжением и водоотведением, канализацией, вывозом бытового мусора и услугами связи договором аренды была возложена на арендодателя (предпринимателя). Как указал суд, оплачивая коммунальные и иные связанные с содержанием торгового павильона услуги, предприниматель исполнял собственную обязанность, возлагаемую на него договором аренды, по предоставлению арендатору имущества в состоянии, соответствующем его назначению, в связи с чем оплата этих услуг является затратами, необходимыми для осуществления предпринимателем деятельности, направленной на получение дохода от сдачи имущества в аренду. Поэтому компенсация арендатором стоимости данных услуг приводит к образованию экономической выгоды на стороне арендодателя. При этом суд также отметил, что компенсация расходов по содержанию сдаваемого в аренду имущества в перечень доходов, исключаемых из налогообложения, не входит.

Указанная позиция ВАС РФ впоследствии нашла отражение в постановлениях арбитражных судов (смотрите, например, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 N 06АП-162/15, ФАС Дальневосточного округа от 19.05.2014 N Ф03-1447/14 по делу N А73-12850/2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.02.2013 N А78-2586/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.10.2012 N А46-2727/2012, ФАС Московского округа от 14.11.2012 N Ф05-12716/12 по делу N А41-10748/2012).

Принимая во внимание логику приведенных выше судов, полагаем, что в данном случае суммы, полученные от арендаторов в качестве компенсации затрат произведенной арендодателем дорожной платы, следует включать в состав налогооблагаемых доходов. На наш взгляд, указанные доходы по своему характеру больше соответствуют понятию внереализационных доходов, а не выручки от аренды транспортного средства, соответственно, при определении налоговой базы они могут быть учтены на основании ст. 250 НК РФ в порядке, установленном пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ (при методе начисления).

 

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:

- Энциклопедия решений. Порядок исчисления транспортного налога и авансовых платежей.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Каратаева Татьяна

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Королева Елена

 

19 июля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.