Новости и аналитика Правовые консультации Проверки У контрагента организации проходит выездная налоговая проверка. Какие документы и за какой период налоговый орган может истребовать у организации? Могут ли быть истребованы документы, которые не касаются контрагента, которого проверяют?

У контрагента организации проходит выездная налоговая проверка. Какие документы и за какой период налоговый орган может истребовать у организации? Могут ли быть истребованы документы, которые не касаются контрагента, которого проверяют?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации у организации могут быть истребованы документы, касающиеся деятельности проверяемого контрагента. Их состав, количество и период, к которому они относятся, законом не ограничены. Они определяются по усмотрению налогового органа. Наряду с этим у организации в данном случае не могут быть истребованы документы, которые не касаются деятельности проверяемого контрагента (например, документы кадрового учета).

Обоснование позиции:
Пункт 1 ст. 93.1 НК РФ наделяет должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку (в том числе и выездную (п. 1 ст. 87 НК РФ)), правом по истребованию у контрагентов документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Соответственно, в рамках реализации указанных полномочий у контрагентов не могут быть истребованы документы, которые не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика. К такого рода документам относятся, например, документы кадрового учета контрагента (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2009 по делу N А12-10258/2008).
При этом закон четко не определяет и не ограничивает круг документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, которые могут быть истребованы у контрагента, равно как и период, за который эти документы могут быть истребованы. Фактически в данной части полномочия должностных лиц налоговых органов имеют неограниченный характер, что подтверждается официальными разъяснениями и материалами судебной практики.
Согласно письму ФНС России от 02.08.2018 N ЕД-4-2/14951@ ст. 93.1 НК РФ не предусматривает каких-либо ограничений по объему и составу истребованных налоговым органом необходимых для проверки документов.
В постановлениях АС Московского округа от 17.01.2022 N Ф05-33586/21 по делу N А40-69390/2021, АС Дальневосточного округа от 27.11.2019 N Ф03-5429/19 по делу N А80-79/2019 указано, что ст. 93.1 НК РФ не содержит каких-либо исключений относительно состава документов, а также ограничений полномочий налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку.
По смыслу п. 1 ст. 93.1 НК РФ в рамках проведения налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у контрагентов налогоплательщика любые документы, касающиеся деятельности последнего (например, постановления АС Поволжского округа от 11.11.2020 N Ф06-67200/20 по делу N А65-32307/2019, АС Уральского округа от 09.10.2020 N Ф09-5681/20 по делу N А50-589/2020).
Налоговое законодательство не содержит каких-либо ограничений по количеству, частоте или периоду истребования налоговым органом у налогоплательщика имеющихся у него документов в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ (постановление АС Северо-Западного округа от 22.07.2020 N Ф07-5384/20 по делу N А56-56669/2019).
Финансовое ведомство также указывает на то, что ст. 93.1 НК РФ не установлено ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (письмо Минфина России от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519, смотрите также Вопрос: Ограничен ли период, за который могут быть истребованы документы в рамках ст. 93.1 НК РФ? Правомерно ли истребование при камеральной проверке документов у контрагентов в рамках ст. 93.1 НК РФ за период, превышающий период, за который представлены декларации? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2013 г.)).
Согласно постановлению АС Поволжского округа от 16.01.2019 N Ф06-41326/18 по делу N А55-5410/2018 относимость истребуемых документов к проверяемому периоду и их оценка находятся в компетенции налогового органа, осуществляющего проверку.
Из постановления АС Московского округа от 21.12.2016 N Ф05-19524/16 по делу N А40-115552/2016 вытекает, что ст. 93.1 НК РФ не устанавливает ограничения на получение налоговыми органами документов в ходе проведения выездной налоговой проверки только за проверяемый период.
Необходимость представления конкретных документов в отношении интересующего налоговый орган налогоплательщика, круг устанавливаемых обстоятельств определяет должностное лицо налогового органа, а не лицо, которому адресовано требование о представлении документов (постановление АС Московского округа от 17.01.2022 N Ф05-33586/21 по делу N А40-69390/2021).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

16 июня 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.