Новости и аналитика Правовые консультации Проверки Каков срок давности привлечения к ответственности юридического лица за нарушение санитарно-эпидемиологических требований? За какой период контролирующий орган (например, Роспотребнадзор) вправе запрашивать документы о соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в ходе проведения проверки?

Каков срок давности привлечения к ответственности юридического лица за нарушение санитарно-эпидемиологических требований? За какой период контролирующий орган (например, Роспотребнадзор) вправе запрашивать документы о соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в ходе проведения проверки?

1. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства составляет один год. По общему правилу срок привлечения к ответственности начинает течь со дня, следующего за днем совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
В случае, если речь идет о длящемся правонарушении, срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, под которым понимается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, для того, чтобы точно ответить на вопрос о том, когда именно истекает давность привлечения к административной ответственности за то или иное нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, необходимо изучить объективную и субъективную сторону конкретного правонарушения и понять, относится оно к длящемуся, или нет.
2. С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона N 248-ФЗ виды, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, определяются положением о виде контроля соразмерно рискам причинения вреда (ущерба).
Периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска с учетом положений, установленных частями 2-6 ст. 25 Закона N 248-ФЗ.
Например, для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, устанавливается максимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - не менее одного, но не более двух контрольных (надзорных) мероприятий в год (ч. 2 ст. 25 Закона N 248-ФЗ), а для объектов контроля среднего и умеренного рисков - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года (ч. 4 ст. 25 Закона N 248-ФЗ). Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре) утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1100 (далее - Положение).
Как мы поняли из условий вопроса, соблюдение санитарно-эпидемиологических правил контролирующий орган проверяет у гостиницы, деятельности которой также присвоена определенная категория риска и, соответственно, установлена соответствующая категории периодичность проведения плановых контрольных мероприятий, в том числе документарных проверок (ст. 72 Закона N 248-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 72 Закона N 248-ФЗ в ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих контролируемых лиц государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Закон N 248-ФЗ запрещает требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, однако не оговаривает максимальные и минимальные периоды, за которые те или иные документы могут быть затребованы.
Формально проверяющие могут истребовать любые документы за любой период времени. Однако, по нашему мнению, документы, которые могут затребовать проверяющие, должны относиться непосредственно к проверяемому периоду, то есть к периоду между двумя проверками (предыдущей и текущей), проводимыми с установленной частотой, поскольку документы за более ранние периоды с большой долей вероятности уже проверялись до этого.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария

Ответ прошел контроль качества

21 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.