Новости и аналитика Правовые консультации Проверки Организация является плательщиком налога на имущество. За 2020 год была представлена налоговая декларация с заполнением раздела 4 по среднегодовой стоимости движимого имущества. Налоговая инспекция выставила требование о представлении перечня движимого имущества с указанием инвентарного номера, наименования основного средства, балансовой стоимости, даты ввода, амортизационной группы, срока эксплуатации (перечень, 1, 2 амортизационные группы). Основанием является камеральная проверка и ст. 93 НК РФ. Требование налогового органа, сформированное в рамках проводимой камеральной налоговой проверки по налогу на имущество организаций за 2020 год, содержит ссылки только на ст. 93 НК РФ и не содержит ссылок на какие-либо пункты ст. 88 НК РФ. Правомерно ли истребование этих документов в рамках камеральной проверки?

Организация является плательщиком налога на имущество. За 2020 год была представлена налоговая декларация с заполнением раздела 4 по среднегодовой стоимости движимого имущества. Налоговая инспекция выставила требование о представлении перечня движимого имущества с указанием инвентарного номера, наименования основного средства, балансовой стоимости, даты ввода, амортизационной группы, срока эксплуатации (перечень, 1, 2 амортизационные группы). Основанием является камеральная проверка и ст. 93 НК РФ. Требование налогового органа, сформированное в рамках проводимой камеральной налоговой проверки по налогу на имущество организаций за 2020 год, содержит ссылки только на ст. 93 НК РФ и не содержит ссылок на какие-либо пункты ст. 88 НК РФ. Правомерно ли истребование этих документов в рамках камеральной проверки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требование налогового органа о представлении информации в рамках камеральной проверки декларации по налогу на имущество организаций за 2020 г., которое не содержит оснований истребования, установленных ст. 88 НК РФ, неправомерно. Рекомендуем в ответе на требование уточнить основания для истребования информации налоговым органом.

Обоснование вывода:
В общеустановленном порядке при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.
Так, в частности, согласно п. 3 ст. 88 НК РФ в случае, если в ходе камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В рассматриваемом случае в требовании налогового органа не указано на наличие заявленных налоговым органом ошибок и противоречий.
В тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика первичных учетных документов и информации нет.
Пункт 6 ст. 88 НК РФ установлено право налогового органа требовать представления пояснений об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать документы, подтверждающие право на льготы.
В п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъяснено, как подлежит применению п. 6 ст. 88 НК РФ с учетом установленного п. 1 ст. 56 НК РФ понятия "налоговая льгота".
Пленум ВАС РФ разъяснил, что при применении п. 6 ст. 88 НК РФ необходимо обратить внимание на определение понятия "налоговая льгота", данное в п. 1 ст. 56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.
Согласно пп. 1 и 2 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы по налогу либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Ранее применение льготы в отношении движимого имущества в соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ являлось основанием для истребования документов (пояснений) в соответствии с п. 6 ст. 88 НК РФ, о чем свидетельствует, например, письмо Минфина России от 29.09.2017 N 03-02-07/1/63534:
Поскольку пунктом 25 статьи 381 НК РФ установлена налоговая льгота в виде освобождения от налогообложения по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, указанного в этом пункте, по мнению Минфина России, при применении пункта 6 статьи 88 НК РФ в рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе требовать у налогоплательщика-организации необходимые документы для подтверждения права на указанную налоговую льготу.
С 1 января 2019 года движимое имущество исключено из объектов налогообложения налогом на имущество организаций.
Законодательством о налогах и сборах предусматриваются особенности налогообложения, а также различные преимущества для отдельных категорий налогоплательщиков не только в виде налоговых льгот, но и относительно обязательных элементов налогообложения.
При установлении обязательных элементов налогообложения и определении по ним различных преимуществ для отдельных категорий налогоплательщиков обязательные элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ) не утрачивают своей специфической сущности и не подменяются законодательством о налогах и сборах необязательным элементом налогообложения - налоговой льготой (льготой по налогу).
Следовательно, в формально юридическом смысле исключение движимого имущества из объекта налогообложения и налоговая льгота являются разными элементами налогообложения.
Данный вывод косвенно подтверждается письмом Минфина России от 3 сентября 2015 г. N 03-05-05-01/50668, в котором финансовое ведомство говорит о различии таких элементов налогообложения, как налоговая ставка и налоговая льгота. Смотрите также постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.09.2018 N Ф04-4269/18 по делу N А45-15905/2017.
Из изложенного следует, что исключение движимого имущества из объекта налогообложения не является налоговой льготой в понимании ст. 56 НК РФ.
Следовательно, истребовать в рамках камеральной проверки в соответствии с п. 6 ст. 88 НК РФ информацию в отношении движимого имущества, не признаваемого объектом налогообложения, налоговые органы не вправе.
В соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ налоговые органы не вправе при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщиков дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено указанной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
Подпункт 11 п. 1 ст. 21 НК РФ предоставляет налогоплательщикам право не выполнять неправомерные требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ.
Рекомендуем рассмотреть вариант направления в налоговый орган ответа на требование с указанием в нем информации об отсутствии оснований для истребования в соответствии со ст. 88 НК РФ и необходимости уточнения таких оснований.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шестова Юлия

Ответ прошел контроль качества

19 мая 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.