Новости и аналитика Правовые консультации Проверки Может ли прокурор вынести решение о проведении проверки соблюдения юридическим лицом законодательства, регулирующего права инвалидов и иных маломобильных групп населения? Каким образом оформляется указанное решение? Есть ли нормативный акт, которым установлены требования к форме решения прокурора? Обязательно ли указанное решение должно быть оформлено на бланке, или может быть оформлено на белом листе формата А4? Какой срок проверки может быть установлен? Есть ли требования к акту проверки, составляемому по результатам проверки прокурора (на бланке или на белом листе бумаги формата А4)?

Может ли прокурор вынести решение о проведении проверки соблюдения юридическим лицом законодательства, регулирующего права инвалидов и иных маломобильных групп населения? Каким образом оформляется указанное решение? Есть ли нормативный акт, которым установлены требования к форме решения прокурора? Обязательно ли указанное решение должно быть оформлено на бланке, или может быть оформлено на белом листе формата А4? Какой срок проверки может быть установлен? Есть ли требования к акту проверки, составляемому по результатам проверки прокурора (на бланке или на белом листе бумаги формата А4)?

1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", далее - Закон о прокуратуре).
В частности, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре).
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Таким образом, прокуратура вправе проводить проверки соблюдения юридическими лицами законодательства в области защиты прав инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Отметим, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре).
2. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. Генеральным прокурором РФ утверждена типовая форма решения о проведении проверки (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре).
Полагаем, что использовать какой-либо специальный бланк для составления решения о проведении проверки не требуется, оно может быть исполнено на листе бумаги формата А4, однако прокурору, его составляющему, следует руководствоваться утвержденной типовой формой.
В случае, если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).
Как и в случае с решением о проведении проверки, акт составляется по форме, установленной Генеральным прокурором (п. 14 ст. 21 Закона о прокуратуре), и также, по нашему мнению, не требует использования какого-либо бланка.
Если в ходе проведения проверки обнаружились нарушения законодательства, прокурор вправе внести представление об устранении нарушений закона (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре), вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (п. 1 ст. 25 Закона о прокуратуре) либо направить соответствующим лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре), которое также составляется по утвержденной Генеральным прокурором РФ форме.

К сведению:
Согласно ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария

Ответ прошел контроль качества

9 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.