Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Если гарантийный срок на капитальный ремонт кровли не установлен, может ли заказчик предъявить подрядчику претензии по качеству, выявив недостатки через полгода?

Если гарантийный срок на капитальный ремонт кровли не установлен, может ли заказчик предъявить подрядчику претензии по качеству, выявив недостатки через полгода?

По договору подряда выполнен капитальный ремонт кровли здания образовательного учреждения. В договоре подряда не указан гарантийный срок выполнения работ. Через полгода крыша протекла.
Установлены ли законодательством минимальные гарантийные сроки на данный вид работ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемом случае минимальные гарантийные сроки законодательством не предусмотрены. Однако отсутствие условия о гарантийном сроке не означает невозможности предъявления подрядчику заказчиком претензий по качеству выполненных работ, но означает, что именно заказчик должен будет доказывать в суде, что недостатки были допущены подрядчиком.

Обоснование вывода:

Согласно ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик устанавливает требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий, к гарантийному обслуживанию - при необходимости. (Обратим внимание, что из приведенной нормы следует, что само по себе установление требования к гарантии качества результата работ, отсутствие гарантийного срока в контракте не является нарушением закона.)

Понятия "гарантия качества товара (работы, услуги)", "гарантийный срок" Законом N 44-ФЗ не определены. Исходя из ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о закупках основано в том числе на нормах гражданского законодательства, что позволяет применять к правоотношениям в сфере закупок некоторые нормы ГК РФ, в том числе и в отношении рассматриваемого вопроса.

В соответствии с п. 1 ст. 722 ГК РФ установление гарантийного срока на результаты работ производится только в том случае, если это прямо предусмотрено законом, иными нормативными актами, договором или обычаями делового оборота. В отношении договоров строительного подряда определено, что подрядчик, если иное не предусмотрено договором, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока (ч. 1 ст. 755 ГК РФ). Минимальные гарантийные сроки на строительные работы могут быть установлены отдельным законом, как, например, в ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ. В рассматриваемом случае минимальные гарантийные сроки законодательством не предусмотрены, в связи с чем они определяются договором подряда, с учетом действия ст. 421 ГК РФ, т.е. добровольно, по соглашению сторон.

Однако отсутствие условия о гарантийном сроке не означает, что заказчик не вправе предъявлять подрядчику претензий по качеству выполненных работ после их приемки - в отношении таких работ законом предусмотрен срок обнаружения недостатков, который, как следует из системного анализа ст. 722, ст. 724, ст. 756 ГК РФ, является самостоятельным сроком, отличным от гарантийного, который имеет несколько иное значение.

Согласно позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.07.2020 N 305-ЭС19-20516(5), смысл введения гарантийного срока состоит в установлении четкой временной точки, после которой перераспределяются риски обнаружения скрытых недостатков: предполагается, что за недостатки переданного товара, обнаруженные в пределах гарантийного срока, отвечает продавец; если же недостатки обнаружены за пределами этого срока, то предполагается, что за эти недостатки продавец не отвечает, если не доказано обратное. Иными словами, если гарантийный срок на товар установлен, то при обнаружении некачественности товара в течение гарантийного срока предполагается, что недостатки возникли до передачи товара и за них отвечает продавец, пока им не доказано обратное - смотрите постановления Президиума ВАС РФ от 29.10.2002 N 5001/02, ФАС Волго-Вятского округа от 25.06.2008 N А17-5648/2007, ФАС Уральского округа от 05.04.2010 N Ф09-2063/10-С3, постановление АС Северо-Кавказского округа от 17.09.2019 N Ф08-7752/19, постановление АС Центрального округа от 15.07.2019 N Ф10-2860/19, постановление АС Поволжского округа от 14.07.2022 N Ф06-19845/22, постановление АС Дальневосточного округа от 12.04.2023 N Ф03-1057/23.

Срок обнаружения недостатков применяется в случае, если на результаты работ вообще не установлен гарантийный срок, либо если продолжительность гарантийного срока менее предельного срока предъявления требований, установленного законодательством, а недостатки результата работ обнаружены по истечении гарантийного срока, но в рамках указанного предельного срока. По общему правилу предельный срок выявления недостатков составляет два года (п. 2 ст. 724 ГК РФ) в отношении строительных работ пять лет (ст. 756 ГК РФ). При этом если гарантийный срок истек или не был установлен, вышеописанный принцип презумпции вины подрядчика не действует, но покупатель может доказать, что недостатки товара возникли до получения им товара от поставщика - смотрите постановление Семнадцатого ААС от 27.12.2010 N 17АП-12276/2010, постановление Двадцатого ААС от 27.03.2012 N 20АП-602/12, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2009 (определением ВАС РФ от 12.03.2010 N ВАС-2778/10 в передаче этого дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра отказано).

Таким образом, отсутствие условия о гарантийном сроке не означает невозможности предъявления подрядчику заказчиком претензий по качеству выполненных работ, но означает, что именно заказчик должен будет доказывать в суде, что недостатки были допущены подрядчиком.

Вопрос об отнесении работ, выполненных в рассматриваемом случае, к строительным не может быть решен в рамках правового анализа. Дело в том, что из определений, применяемых в Градостроительном кодексе РФ понятий, в частности определения капитального ремонта (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ), видно, что этот Кодекс в качестве объектов, связанные с которыми отношениями он регулирует, рассматривает именно ОКС в целом: здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства (объекты, строительство которых не завершено), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Части здания, в том числе и кровля, как отдельные объекты соответствующих отношений Градостроительным кодексом РФ не рассматриваются. Соответственно, работы на практике или даже в рамках, например, жилищного права, именуемые капитальным ремонтом части здания, капитальным ремонтом с точки зрения Градостроительного кодекса РФ могут и не являться. Ответ на этот вопрос должен быть дан специалистами в области строительства (по данному вопросу смотрите также, например, следующий материал: Вопрос: Какие работы по ремонту помещений должны быть отнесены к текущему, а какие к капитальному ремонту? В соответствии с какими нормативно-правовыми актами идет отнесение данных работ к текущему или капитальному ремонту? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.)).

Впрочем, в данной конкретной ситуации это не имеет особого значения, поскольку недостатки были обнаружены по истечении полугода, то есть с пределах не только специального срока обнаружения недостатков строительных работ, но и в пределах общего срока обнаружения недостатков работ по любому договору подряда.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

3 апреля 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.