Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Может ли быть признано потребителем физическое лицо, пользующееся результатом оказанных услуг?

Может ли быть признано потребителем физическое лицо, пользующееся результатом оказанных услуг?

Может ли быть признано потребителем физическое лицо, пользующееся результатом оказанных услуг (это лицо не заключало договор с исполнителем, ничего ему не оплачивало, но пользуется результатом услуг)?

Прежде всего отметим, что закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно преамбуле Закона N 2300-I потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Закон N 2300-I не распространяется на юридических лиц, а также на физических лиц (граждан), которые приобретают товар с целью его использования в предпринимательской деятельности.

Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях (примеры: приобретение фотокамеры для работы в издательстве, химическая чистка штор, натирка полов и т.д.).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует учитывать, что исходя из преамбулы Закона о защите прав потребителей и статьи 9 Федерального закона от 26 января 1996 года N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" правами, предоставленными потребителю Законом и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами, а также правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии, и т.п.). При этом следует иметь в виду предусмотренные Законом случаи, когда ответственность продавца (исполнителя) возникает только перед гражданином, заключившим с ним договор (например, согласно пункту 1 статьи 12 Закона потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, вправе только тот потребитель, которому было отказано в предоставлении возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, работе или услуге).

Аналогичные разъяснения содержатся и в приказе ГАК РФ от 20 мая 1998 г. N 160 "Разъяснения "О некоторых вопросах, связанных с применением закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а именно: под "потребителем" понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими.

При этом п. 2 ст. 14 Закона N 2300-I предусмотрено, что право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается не только за самим потребителем, но и за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

Таким образом, Законом о защите прав потребителей признается право на возмещение вреда вследствие недостатков товара (работы, услуги) и за потерпевшим, не состоявшим в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) (смотрите п. 2 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 18 октября 2023 г.).

В этой связи рекомендуем обратить внимание на судебную практику, например:

- определение СК по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2021 г. по делу N 8Г-2506/2021[88-4746/2021];

- определение СК по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 октября 2021 г. по делу N 8Г-7826/2021[88-8328/2021]);

- решение Вологодского районного суда Вологодской области от 09 августа 2022 г. по делу N 2-1133/2022;

- апелляционное определение Верховного Суда Республики Алтай от 09 апреля 2014 г. по делу N 33-269;

- решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля Ярославской области от 24 ноября 2023 г. по делу N 2-2438/2023;

- апелляционное определение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 08 сентября 2016 г. по делу N 11-114/2016;

- решение Александровского городского суда Владимирской области от 19 декабря 2016 г. по делу N 2-1215/2016;

- решение Куйбышевского районного суда г. Омска Омской области от 26 февраля 2020 г. по делу N 2-2/2020;

- решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 марта 2022 г. по делу N 2-253/2022.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

18 марта 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.