Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Нужно ли соглашение о перераспределении земельного участка без изменения площади?

Нужно ли соглашение о перераспределении земельного участка без изменения площади?

Нужно ли соглашение о перераспределении земельного участка без изменения площади?

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Основания и порядок перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, и государственных, муниципальных земель регламентированы гл. 5.4 ЗК РФ.

Пунктами 2 и 3 ст. 39.28 ЗК РФ определено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ).

В соответствии с п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 29.29 ЗК РФ. Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).

В соответствии с п. 13 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.

Таким образом, ЗК РФ не предусматривает иного порядка, как путем заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. В этой связи смотрите по аналогии апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 23 августа 2022 г. по делу N 33-2054/2022; решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 22 августа 2023 г. по делу N 2а-1530/2023; решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 02 сентября 2021 г. по делу N 2а-5346/2021: "...В результате перераспределения земельного участка истцов с земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, будет образован новый земельный участок с более правильными формами, будут исключены изломанности границ земельного участка. При этом площадь земельного участка не изменится. При таких обстоятельствах оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка у административного ответчика не было, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований...".

Кроме того, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой также осуществляется на основании соглашений (пп. 2, 2.1 ст. 39.27 ЗК РФ). При этом единственный случай, когда не требуется подготовка соглашения, предусмотрен п. 3 ст. 39.27 ЗК РФ, согласно которому в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.

Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Балашов Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

20 марта 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.