Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Снос аварийных деревянных зданий путем сжигания

Снос аварийных деревянных зданий путем сжигания

Можно ли признанные аварийными деревянные здания, подлежащие списанию и сносу и находящиеся на балансе центральной районной больницы, ликвидировать путем сжигания (Республика Саха (Якутия))?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Проект организации работ по сносу объекта капитального строительства предусматривает в том числе такой способ сноса, как сжигание.

При этом необходимо обеспечить мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, а также дополнительные меры безопасности при сжигании деревянного здания как потенциально опасного способа его сноса, и ряд других мероприятий. Следует учитывать, что в некоторых случаях, указанных в обосновании ответа, снос путем сжигания может быть невозможен.

Все обеспечительные мероприятия отражаются в проекте организации работ по сносу объекта и согласовываются с соответствующими надзорными органами. 

Обоснование вывода:

В первую очередь отметим, что определение понятия "ликвидация объекта капитального строительства" (далее также - ОКС) в Градостроительном кодексе РФ отсутствует, вместе с тем в ГрК РФ и иных нормативных актах РФ применяется такое понятие, как "снос объекта капитального строительства" - это ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей (п. 14.4. ст. 1 ГрК РФ). Также в строительных нормах и правилах употребляется такой термин, как "объект": это комплексный термин, объединяющий объекты капитального строительства, реконструируемые объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту, объекты, подлежащие сносу (п. 3.10 Свода правил СП 48.13330.2019 "СНиП 12-01-2004. Организация строительства" (утвержден приказом Минстроя РФ от 24.12.2019 N 861/пр).

Общие положения о сносе объектов капитального строительства регулируются статьями 55.30-55.31 ГрК РФ.

Так, согласно ст. 55.30 ГрК РФ в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 настоящей статьи. Подготовка проекта организации работ по сносу ОКС осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.

Подготовка проекта организации работ по сносу ОКС осуществляется на основании результатов и материалов его обследования в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.

В случае, если снос объекта капитального строительства планируется осуществлять с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку сметы на снос объекта капитального строительства.

При этом, как указано в ч. 3 ст. 55.31 ГрК РФ, в процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.

Требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу ОКС утверждены постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 (далее - Требования N 509) (ч. 5 ст. 55.30 ГрК РФ). Согласно п. 3 Требований N 509 проект организации работ по сносу объекта капитального строительства состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть проекта содержит в том числе (п. 4):

  • описание и обоснование принятого способа сноса объекта капитального строительства (подп. "к" п. 4);
  • расчеты и обоснование размеров зон развала и опасных зон в зависимости от принятого способа сноса (подп. "м" п. 4);
  • описание и обоснование решений по безопасному ведению работ по сносу объекта капитального строительства (подп. "п" п. 4);
  • перечень мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде (подп. "р" п. 4);
  • сведения о наличии согласования с соответствующими государственными органами, в том числе органами государственного надзора, способа сноса объекта капитального строительства путем взрыва, сжигания или иным потенциально опасным способом, перечень дополнительных мер безопасности при использовании потенциально опасных способов сноса (подп. "ф" п. 4).

Аналогичные нормы содержит и МДС 12-46.2008 "Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ" (подп. "о" п. 5.6).

Похожие положения установлены и в п. 4.2 СП 48.13330.2019 (СНиП 12-01-2004): работы, выполняемые в процессе сноса, их результаты должны обеспечивать соответствие завершенных строительством объектов утвержденной проектной документации, ограничениям и требованиям, установленным разрешенным использованием земельного участка (градостроительного плана земельного участка), требованиям технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

При этом в п. 8.5.3 СП 48.13330.2019 (СНиП 12-01-2004) указано: о моменте взрыва, сжигания или обрушения сносимого здания или сооружения должны быть оповещены все находящиеся на строительной площадке, а также организация, эксплуатирующая прилегающую территорию. В случае необходимости должно быть выставлено оцепление.

Правила и особенности сноса ОКС могут регулироваться и региональным законодательством, вместе с тем в ст. 45.1 закона Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 644-З N 181-IV "О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия)" определено, что снос объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Иных документов, регламентирующих порядок сноса ОКС, в законодательстве РС (Я) нами не обнаружено.

Таким образом, проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства, требования к которому установлены постановлением Правительства РФ N 509, может быть предусмотрен снос ОКС путем сжигания.

Подтверждает данный вывод и судебная практика: например, решением Яранского районного суда Кировской области от 05 марта 2018 г. по делу N 2-97/2018 суд по иску прокурора обязал администрацию района организовать работы по демонтированию и сжиганию конструкции здания бывшего туберкулезного отделения.

Однако следует иметь ввиду, что сжигание строений, сооружений - это потенциально общеопасный способ сноса (ликвидации) ОКС, который влияет как на пожарную безопасность, так и на экологическую, санитарно-эпидемиологическую обстановку и т.п. Поэтому при ликвидации ОКС путем сжигания необходимо учесть все необходимые мероприятия по обеспечению данных видов безопасности и предотвращению причинения вреда жизни и здоровья людям, угрозы возникновения пожара, охраны окружающей среды и т.п. и согласовать эти мероприятия с надзорными органами.

В некоторых случаях, с нашей точки зрения, снос ОКС путем сжигания может быть невозможен. Объясним почему.

Для этого обратимся к нормам пожарной безопасности, регулирующим рассматриваемый вопрос. Приложением N 4 к Правилам потивопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, далее - Правила N 1479) утвержден Порядок использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов.

Использование открытого огня должно осуществляться в специально оборудованных местах при выполнении следующих требований (п. 2 Приложения N 4):

а) место использования открытого огня должно быть выполнено в виде котлована (ямы, рва) не менее чем 0,3 метра глубиной и не более одного метра в диаметре или площадки с прочно установленной на ней металлической емкостью (бочка, бак, мангал) или емкостью, выполненной из иных негорючих материалов, исключающих возможность распространения пламени и выпадения сгораемых материалов за пределы очага горения, объемом не более одного куб. метра;

б) место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды), 100 метров - от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка и 30 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев. При использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности на индивидуальных земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 15 метров до зданий, сооружений и иных построек;

в) территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена в радиусе десяти метров от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,4 метра;

г) лицо, использующее открытый огонь, должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения для локализации и ликвидации горения, а также мобильным средством связи для вызова подразделения пожарной охраны.

В случаях выполнения работ по уничтожению сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков и иных горючих отходов, организации массовых мероприятий с использованием открытого огня допускается увеличивать диаметр очага горения до трех метров. При этом минимально допустимый радиус зоны очистки территории вокруг очага горения от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов в зависимости от высоты точки их размещения в месте использования открытого огня над уровнем земли следует определять согласно приложению.

При увеличении диаметра зоны очага горения должны быть выполнены требования пункта 2 порядка. При этом на каждый очаг использования открытого огня должно быть задействовано не менее двух человек, обеспеченных первичными средствами пожаротушения и прошедших обучение мерам пожарной безопасности.

В течение всего периода использования открытого огня до прекращения процесса тления должен осуществляться контроль за нераспространением горения (тления) за пределы очаговой зоны (пп. 6-8 Приложения N 4).

Согласно п. 9 Приложения N 4 использование открытого огня запрещается:

  • на торфяных почвах;
  • при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима;
  • при поступившей информации о приближающихся неблагоприятных или опасных для жизнедеятельности людей метеорологических последствиях, связанных с сильными порывами ветра;
  • под кронами деревьев хвойных пород;
  • при скорости ветра, превышающей значение пяти метров в секунду, если открытый огонь используется без металлической емкости или емкости, выполненной из иных негорючих материалов, исключающей распространение пламени и выпадение сгораемых материалов за пределы очага горения;
  • при скорости ветра, превышающей значение десяти метров в секунду.

При этом в процессе использования открытого огня запрещается (п. 10):

  • осуществлять сжигание горючих и легковоспламеняющихся жидкостей (кроме жидкостей, используемых для розжига), взрывоопасных веществ и материалов, а также изделий и иных материалов, выделяющих при горении токсичные и высокотоксичные вещества;
  • оставлять место очага горения без присмотра до полного прекращения горения (тления);
  • располагать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также горючие материалы вблизи очага горения.

После использования открытого огня место очага горения должно быть засыпано землей (песком) или залито водой до полного прекращения горения (тления) (п. 11).

Поскольку очаг горения в данном случае превысит три метра, полагаем, что указанных в Правилах N 1479 мер по обеспечению пожарной безопасности может быть недостаточно, поэтому могут потребоваться дополнительные меры безопасности (в том числе, например, привлечение подразделений пожарной охраны для контроля процесса сжигания), которые должны быть отражены в проекте организации работ по сносу ОКС (подп. "ф" п. 4 Требований N 509) и согласованы с органом госпожнадзора. В некоторых случаях, таких как угроза перехода пожара на близкорасположенные строения, лесные насаждения и т.п., даже при обеспечении мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, снос ОКС путем сжигания может быть невозможен. В любом случае при выборе такого способа сноса, как сожжение ОКС, необходимо все мероприятия отразить в проекте и согласовать с соответствующими надзорными органами. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Свод правил СП 325.1325800.2017 "Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации" (утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.08.2017 N 1170/пр) (п. 6.17);
  • приказ Минстроя РФ от 24.01.2019 N 34/пр "Об утверждении форм уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства". 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Обухова Наталья 

Ответ прошел контроль качества 

17 января 2024 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.