Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Можно ли медицинские отходы класса А приравнять к ТКО? Можно ли заключать договор с региональным оператором?

Можно ли медицинские отходы класса А приравнять к ТКО? Можно ли заключать договор с региональным оператором?

Можно ли медицинские отходы класса А приравнять к ТКО? Можно ли заключить договор с региональным оператором?

В соответствии с абзацем двадцать первым ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к твердыми коммунальными отходами (ТКО) относятся, в частности, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) является юридическое лицо, которое обязано заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (абзац двадцать седьмой ст. 1 Закона N 89-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 89-ФЗ отношения в области обращения, в частности, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством РФ, то есть отдельно от обращения с ТКО. Отсюда можно сделать вывод, что медицинские отходы, образующиеся в учреждениях, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, не относятся к ТКО. Именно такие разъяснения даны в письме Минприроды России от 2 ноября 2020 г. N 25-47/28897, письме Федеральной антимонопольной службы от 12 ноября 2020 г. N 17/99041/20.

Как предусмотрено ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинскими отходами в целом регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в частности санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3) (далее - СанПиН 2.1.3684-21).

Отходы класса А являются разновидностью медицинских отходов и представляют собой эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к ТКО (п. 157 СанПиН 2.1.3684-21). В соответствии с информацией Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26 февраля 2021 г. "Об утилизации медицинских отходов класса А" к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования СанПиН 2.1.3684-21, предъявляемые к обращению с ТКО. При транспортировании медицинских отходов класса А с территории медицинских организаций разрешается применение транспорта, используемого для перевозки ТКО (п. 203 СанПиН 2.1.3684-21).

Из вышесказанного в совокупности следует, что региональный оператор не обязан заключать договор об оказании услуг по обращению с ТКО в отношении медицинских отходов класса А. Тем не менее согласно п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы вправе заключать договоры об оказании услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Поэтому, с нашей точки зрения, региональный оператор, не будучи обязанным транспортировать медицинские отходы класса А, вправе сделать это, заключив с организацией, в деятельности которой образовались эти отходы, соответствующий договор. Вместе с тем организация вправе привлечь к транспортированию медицинских отходов класса А другую специализированную организацию, поскольку такая деятельность законодательством не возлагается исключительно на регионального оператора.

Однако вынуждены заметить, что в судебной практике существует и иная позиция по этому вопросу. Так, суды считают, что поскольку к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования Санитарных правил, предъявляемых к обращению с ТКО, к медицинским отходам класса А применяются нормы Закона N 89-ФЗ. Следовательно, собственник медицинских отходов класса А в силу п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ обязан заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО с региональным оператором (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 19 мая 2023 г. N 307-ЭС23-607, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2021 г. N 17АП-2214/21, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 января 2021 г. N Ф04-6437/20, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 января 2022 г. N Ф09-9239/21). 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 декабря 2022 г. N ТК-10-01-34/44606 "О рассмотрении обращения";
  • ВС РФ: действующее законодательство не обязывает собственников медотходов класса А заключить договор с оператором по обращению с ТКО (Обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2023 г.);
  • Медотходы класса А: приравнять к ТКО нельзя, вывозить отдельно? (Обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2021 г.)
  • Медицинские отходы: правила обращения и отчетность по форме N 2-Медотходы (Е. Нольфина, журнал "EcoStandard.journal", N 5, май 2023 г.);
  • Новые позиции по экологическим спорам (Е. Жаров, сетевое издание "Адвокатская газета", N 12, июнь 2023 г.);
  • определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 10 июля 2023 г. N 309-ЭС22-25256;
  • определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 4 июля 2023 г. N 308-ЭС23-5243 по делу N А63-17426/2020. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр 

Ответ прошел контроль качества 

18 декабря 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.