Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Можно ли в лицензионном договоре на использование товарного знака установить запрет на продажу товаров под этим товарным знаком на определенных площадках?

Можно ли в лицензионном договоре на использование товарного знака установить запрет на продажу товаров под этим товарным знаком на определенных площадках?

Можно ли в лицензионном договоре об использовании товарного знака установить запрет на продажу товаров под этим товарным знаком на определенных площадках, включая маркетплейсы? Есть ли судебная практика по данному вопросу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В лицензионном договоре об использовании товарного знака можно установить запрет на продажу товаров под этим товарным знаком на определенных площадках, включая маркетплейсы. К сожалению, судебная практика, а также разъяснения ФАС по данному вопросу нами не обнаружены. 

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в п. 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак (п. 1 ст. 1489 ГК РФ).

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421, ст. 422 ГК РФ).

Лицензионный договор, предусматривающий передачу товара (переход товара) под товарным знаком от лицензиара лицензиату, может быть квалифицирован как "вертикальное" соглашение (п. 19 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", разъяснение N 2 Президиума Федеральной антимонопольной службы "Вертикальные" соглашения, в том числе дилерские соглашения", утвержденное протоколом Президиума Федеральной антимонопольной службы от 17 февраля 2016 г. N 3)

На основании ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона), если:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;

2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

Также частью 4 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещены иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:

1) о навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Полагаем, что условие лицензионного договора об использовании товарного знака, устанавливающее запрет на продажу товаров под этим товарным знаком на определенных площадках, включая маркетплейсы указанные запреты не нарушает и возможно с учетом принципа свободы договора. К сожалению, судебная практика, а также разъяснения ФАС по данному вопросу нами не обнаружены. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга 

Ответ прошел контроль качества 

13 декабря 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.