Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Нужно ли получать порубочный билет на территории Московской области при проведении культуртехнических работ на землях сельхозназначения, в соответствии с разработанным проектом?

Нужно ли получать порубочный билет на территории Московской области при проведении культуртехнических работ на землях сельхозназначения, в соответствии с разработанным проектом?

Нужно ли получать порубочный билет на территории Московской области при проведении культуртехнических работ на землях сельхозназначения, в соответствии с разработанным проектом?

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Отметим, что в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Так, например, согласно подп. 3 п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Смотрите постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации".

В соответствии с позицией Министерства сельского хозяйства РФ, отраженной в письме Министерства сельского хозяйства РФ от 13 февраля 2018 г. N 15/121, на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культурно-технической мелиорации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" культурно-техническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на виды мелиорации земель, в том числе расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха.

Исключением в указанном случае являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий), в отношении которых действующим законодательством определен механизм надзора за их состоянием и использованием, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную рубку.

Более подробно о защитных лесах смотрите в ЛК РФ, а также в ответе на Вопрос: Проведение санитарной вырубки леса в Ставропольском крае (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2022 г.).

Согласно ст. 24, 36 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" планирование мелиорации земель проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков. При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе норм и правил. Культурно-техническая и химическая мелиорация земель финансируется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

Правила разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель утверждены приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 15 мая 2019 г. N 255 "Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель" (далее - Порядок).

Согласно п. 2 Порядка проекты мелиорации должны быть разработаны, согласованы и утверждены до начала проведения мелиоративных мероприятий. Их разработка осуществляется правообладателями земельных участков, на которых планируется проведение мелиоративных мероприятий, самостоятельно либо с привлечением иных физических или юридических лиц.

Согласование проектов мелиорации осуществляется организациями, находящимися в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Информация об уполномоченных организациях размещается на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с п. 2 ст. 42 закона Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 18 декабря 2014 г. N 17/110-П) вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, производится только на основании разрешения, выдаваемого в установленном порядке. Разрешение на производство вырубки деревьев и кустарников в муниципальных образованиях выдается органом местного самоуправления.

Случаи и порядок выдачи разрешения на вырубку зеленых насаждений определяются правилами благоустройства муниципального образования.

При этом разрешение на вырубку зеленых насаждений в отношении плодово-ягодных деревьев, декоративных и плодово-ягодных кустарников на земельных участках, находящихся в частной собственности и предназначенных для ведения садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства, не требуется.

В этой связи смотрите Справку о правилах благоустройства муниципальных образований Московской области.

Так, например, в соответствии с п. 43.2 ст. 43 Решения Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 26 января 2022 г. N 05/23 "Об утверждении Правил благоустройства территории Городского округа Балашиха Московской области" не требуется обращение за разрешением на вырубку зеленых насаждений в следующих случаях:

  • производство работ на землях, на которые распространяется действие лесного законодательства Российской Федерации;
  • производство ремонтных, восстановительных работ на землях, входящих в полосы отвода наземных линейных объектов;
  • производство работ на землях, относящихся к специально отведенным для выполнения агротехнических мероприятий по разведению и содержанию зеленых насаждений (питомники, оранжерейные комплексы);
  • проведения культуртехнических работ при наличии проекта культуртехнической мелиорации, утвержденного в соответствии с порядком разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель";
  • производства работ на землях, относящихся к территориям кладбищ; выполнения предусмотренных частями 3-7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 N 2490 "Об утверждении исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации от 25.12.2021 N 2490 "Об утверждении исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3-7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";
  • производства работ на земельных участках, предоставленных членам многодетной семьи в общую долевую собственность на основании Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области";
  • производства работ для выполнения требований нормативной документации по безопасности полетов воздушных судов и эксплуатации аэродромов;
  • вырубки зеленых насаждений в отношении плодово-ягодных деревьев, декоративных и плодово-ягодных кустарников на земельных участках, находящихся в частной собственности и предназначенных для ведения садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства.

Другой пример.

Согласно п. 2 ст. 45 Решения Совета депутатов Богородского городского округа Московской области от 27 ноября 2018 г. N 73/7 "Об утверждении Правил благоустройства территории Богородского городского округа" не требуется обращение за разрешением на вырубку зеленых насаждений в следующих случаях:

  • производства работ на землях, на которые распространяется действие лесного законодательства Российской Федерации;
  • производства ремонтных, восстановительных работ на землях, входящих в полосы отвода наземных линейных объектов;
  • производства работ на землях, относящихся к специально отведенным для выполнения агротехнических мероприятий по разведению и содержанию зеленых насаждений (питомники, оранжерейные комплексы);
  • проведения культуртехнических работ при наличии проекта культуртехнической мелиорации, утвержденного в соответствии с порядком разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель";
  • производства работ на землях, относящихся к территориям кладбищ;
  • выполнения предусмотренных частями 3-7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 N 2490 "Об утверждении исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3-7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";
  • производства работ на земельных участках, предоставленных членам многодетной семьи в общую долевую собственность на основании Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области";
  • производства работ для выполнения требований нормативной документации по безопасности полетов воздушных судов и эксплуатации аэродромов;
  • вырубки зеленых насаждений в отношении плодово-ягодных деревьев, декоративных и плодово-ягодных кустарников на земельных участках, находящихся в частной собственности и предназначенных для ведения садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства.

Необходимые документы (другие НПА муниципальных образований Московской области) можно найти в Справке о правилах благоустройства муниципальных образований Московской области.

В связи с изложенным, полагаем, что обращение за разрешением на вырубку зеленых насаждений не требуется в случае проведения культуртехнических работ при наличии проекта культуртехнической мелиорации, утвержденного в соответствии с порядком разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель".

Судебная практика также косвенно подтверждает сделанные нами выводы.

Решение Рузского районного суда Московской области от 16 марта 2022 г. по делу N 12-40/2022: "Между тем, учитывая, что проведение вырубки производилось без утвержденного проекта культуротехнической мелиорации и без цели ввода земель в сельскохозяйственный оборот, соответственно, вырубка земельных насаждений должна была производиться на основании соответствующего выданного разрешения (порубочного билета)".

Решение Московского областного суда от 2 июня 2022 г. по делу N 21-1381/2022: "Проведение вырубки производилось без утвержденного проекта культуротехнической мелиорации и без цели ввода земель в сельскохозяйственный оборот, соответственно, вырубка земельных насаждений должна быть производиться на основании соответствующего выданного разрешения (порубочного билета)".

Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Мы постарались оказать максимальное содействие в решении вопроса. Просим учесть, что изложенная в вопросе практическая ситуация затрагивает направление деятельности, которое не входит в перечень тематик Правового консалтинга. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван 

Ответ прошел контроль качества 

24 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.