Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Нужно ли получить согласие всех работников в случае установки в помещениях досугового центра дополнительного видеонаблюдения? Какова процедура такой установки? Обязательно ли Положение "О видеонаблюдении"? Входит ли постановление Правительства РФ от 11.02.2017 N 176 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры..." в перечень Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"?

Нужно ли получить согласие всех работников в случае установки в помещениях досугового центра дополнительного видеонаблюдения? Какова процедура такой установки? Обязательно ли Положение "О видеонаблюдении"? Входит ли постановление Правительства РФ от 11.02.2017 N 176 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры..." в перечень Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"?

Прежде всего отметим, что в настоящее время вопрос об установке систем видеонаблюдения в организациях и процедура такой установки прямо законодательством не регламентированы.

Однако это не препятствует работодателю в целях осуществления контроля за сохранностью имущества, поведением работников на рабочих местах, соблюдением дисциплины труда, правил внутреннего трудового распорядка и т.п. внедрять систему видеонаблюдения.

Кроме того, досуговые центры относятся к категории мест массового пребывания людей, а потому должны соблюдаться требования Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", постановления Правительства РФ от 11 февраля 2017 г. N 176 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" в части обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения, включая оснащение помещений системами телевизионного наблюдения, сигнализации и др., направленными на обеспечение такой защиты (п. 2 ч. 13 ст. 30 Закона N 384-ФЗ от 30 декабря 2009 г. "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Оборудование здания досугового центра системой видеонаблюдения, по сути, является одной из мер, направленных на обеспечение безопасности посетителей и работников во время функционирования и входит в систему профилактических мер, направленных на предупреждение террористических актов и иных чрезвычайных ситуаций (апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 15 октября 2014 г. по делу N 33-6568/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 22 января 2019 г. по делу N 11-410/2019).

Вместе с тем надлежит учитывать, что изображение гражданина, получаемое в процессе видеофиксации, в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), является его персональными данными, а потому должен соблюдаться режим конфиденциальности полученной информации, установленный действующим законодательством (ст. 7 Закона N 152-ФЗ).

По своей сути видеоизображение гражданина относится к категории его биометрических персональных данных (ч. 1 ст. 11 Закона N 152-ФЗ). В данной норме сказано, что их обработка допускается только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных при условии, что эти сведения используются оператором лишь для установления его личности. Исключения из этого правила перечислены в ч. 2 ст. 11 Закона N 152-ФЗ.

Однако если информация, получаемая оператором в процессе видеонаблюдения, не связана с проведением процедур идентификации (установления личности) гражданина, то данные действия не могут считаться обработкой биометрических персональных данных и ст. 11 Закона N 152-ФЗ не регулируются (смотрите письмо Роскомнадзора от 17 июля 2020 г. N ОП-П24-070-19433 "Разъяснения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ о некоторых нормах Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"). Следовательно, обработка сведений в подобных ситуациях осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными Законом N 152-ФЗ. В частности, обработка персональных данных может осуществляться в отсутствие согласия субъекта персональных данных, если это необходимо для достижения целей, предусмотренных законом, осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ), осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц (п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

Таким образом, оборудование помещений досугового центра системой видеонаблюдения положениям Закона N 152-ФЗ не противоречит.

Нельзя подобные действия рассматривать и как посягающие на неприкосновенность частной жизни (ст. 23, 24 Конституции РФ). В определении Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. N 248-О указано, что право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер.

То есть по смыслу закона частная жизнь - это те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Неприкосновенность частной жизни в этом аспекте означает невмешательство кого-либо в приватную сферу человека, его личную жизнь. Однако помещения досугового ценра не являются сакральным местом. Данная организация оказывает услуги неопределенному кругу лиц, ее деятельность преследует общественно значимые цели, соответственно, не может быть той средой обитания, которая неприкосновенна. Видеозапись граждан, находящихся в такой организации, не является раскрытием их персональных данных, такая запись не используется для того, чтобы установить обстоятельства частной жизни этих лиц. Такого же мнения придерживаются и суды (решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 15 июля 2016 г. по делу N 2-947/2016, решение Ясногорского районного суда Тульской области от 09 февраля 2017 г. по делу N 2-88/2017).

В части соблюдения трудового законодательства отметим следующее.

Согласно п. 1 части первой ст. 86 ТК РФ обработка персональных данных работника может осуществляться работодателем исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества.

Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований ТК РФ и иных федеральных законов (ст. 87 ТК РФ).

В соответствии с п. 8 части первой ст. 86 ТК РФ работники и их представители должны быть ознакомлены под подпись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области. Работодатель должен осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник также должен быть ознакомлен под подпись (ст. 88 ТК РФ).

Из приведенных норм следует, что работодатель обязан принять локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления видеонаблюдения, и ознакомить с ним под подпись каждого работника. Отсутствие такого акта может быть расценено как нарушение трудового законодательства.

В силу ст. 88 ТК РФ доступ к персональным данным работников должны иметь только специально уполномоченные лица. При этом указанные лица вправе получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций. Помимо этого, лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим конфиденциальности. Поэтому работники, ответственные за видеонаблюдение, в обязательном порядке должны быть ознакомлены с положением о защите персональных данных.

Таким образом, для введения в действие системы видеонаблюдения на рабочих местах необходимо: принять локальный акт, регламентирующий порядок организации, цели, задачи видеонаблюдения, меры по охране полученных персональных данных, ответственных лиц и т.п.*(1); ознакомить каждого работника с этим локальным актом под подпись; внести соответствующие дополнения в правила внутреннего трудового распорядка и положение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных работников, с которыми также ознакомить всех работников под подпись; в помещениях установить оповещающие таблички о том, что ведется видеонаблюдение, т.к. работник имеет право на получение полной достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте (ст. 21 ТК РФ).

По нашему мнению, при соблюдении перечисленных условий внедрение системы видеонаблюдения на рабочих местах, в помещениях досугового центра не будет противоречить действующему законодательству. Не может это рассматриваться и как существенное условие трудового договора, поэтому работодатель не обязан дополнять ранее заключенные с работниками трудовые договоры об установлении видеонаблюдения (смотрите ответ 2 на портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса 

Ответ прошел контроль качества 

13 июля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Примерная форма положения о системе видеонаблюдения в организации (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).