Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право В регионе различные продовольственные базы и магазины одномоментно повысили цену на черешню более чем на 20%. Вправе ли потребители - физические лица обратиться в антимонопольную службу?

В регионе различные продовольственные базы и магазины одномоментно повысили цену на черешню более чем на 20%. Вправе ли потребители - физические лица обратиться в антимонопольную службу?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

По нашему мнению, применительно к рассматриваемой ситуации действия хозяйствующих субъектов, выразившиеся в установлении и поддержании цен в отношении определенного вида товара на рынке розничной реализации, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства - п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Потребители вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, выразившихся в заключении между хозяйствующими субъектами - конкурентами картельного соглашения. 

Обоснование позиции:

Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ О защите конкуренции (далее - Закон о защите конкуренции) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции определены в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции. К ним относятся, в частности: рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке.

В соответствии с п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности, фактического поведения хозяйствующих субъектов (п. 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом ВС РФ 16.03.2016).

Таким образом, под картелем согласно Закону о защите конкуренции понимаются соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, которые приводят или могут привести к последствиям, указанным в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Исходя из положений ч. 1 ст. 8 Закона о защите конкуренции, согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

  • результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
  • действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
  • действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.

С учетом вышеизложенного, по нашему мнению, применительно к рассматриваемой ситуации действия хозяйствующих субъектов, выразившиеся в установлении и поддержании цен в отношении определенного вида товара на рынке розничной реализации, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства - п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Данный вывод находит подтверждение и в судебной практике (смотрите, например, постановления АС Центрального округа от 05.06.2019 N Ф10-1685/19 по делу N А83-9846/2016, Одиннадцатого ААС от 11.04.2013 N 11АП-3359/13, ФАС Поволжского округа от 21.12.2010 по делу N А49-795/2010, решение УФАС по Липецкой области от 28.10.2010).

Статьей 22 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Из положений ст. 23 Закона о защите конкуренции следует, что антимонопольный орган, в частности, возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в названном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Согласно ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства может являться заявление физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (смотрите, например, постановление Двадцать первого ААС от 01.02.2019 N 21АП-2886/18).

Таким образом, в рассматриваемом случае потребители вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, выразившихся в заключении между хозяйствующими субъектами - конкурентами картельного соглашения. Однако оценить перспективу рассмотрения такого заявления антимонопольным органом в рамках этой консультации не представляется возможным. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

  • Примерная форма заявления о нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в заключении между хозяйствующими субъектами - конкурентами картельного соглашения (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Баркова Лилия 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей 

13 июня 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.