Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право В целях постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости (объекты незавершенного строительства) органом местного самоуправления направлены в орган регистрации прав техпланы указанных ОНС с заявлениями о постановке их на ГКУ и принятие его на учет в качестве бесхозяйного имущества. Однако орган регистрации прав вернул документы без рассмотрения, сославшись на часть 10 статьи 32 Закона N 218-ФЗ о регистрации недвижимости, а именно на то обстоятельство, что только здание, сооружение, помещение или машино-место может быть принято на учет в качестве бесхозяйного имущества. Какая есть практика признания объектов незавершенного строительства в качестве бесхозяйных объектов?

В целях постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости (объекты незавершенного строительства) органом местного самоуправления направлены в орган регистрации прав техпланы указанных ОНС с заявлениями о постановке их на ГКУ и принятие его на учет в качестве бесхозяйного имущества. Однако орган регистрации прав вернул документы без рассмотрения, сославшись на часть 10 статьи 32 Закона N 218-ФЗ о регистрации недвижимости, а именно на то обстоятельство, что только здание, сооружение, помещение или машино-место может быть принято на учет в качестве бесхозяйного имущества. Какая есть практика признания объектов незавершенного строительства в качестве бесхозяйных объектов?

В соответствии с п. 1-3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Если это не исключается правилами ГК РФ о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 г. N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" установлен единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В силу п. 3 Приказа Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 г. N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законом.

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

  • прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;
  • проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
  • внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

В силу п. 10 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

В связи с изложенным, ни нормы Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ни нормы Приказа Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 г. N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" напрямую не предусматривают возможность постановки на кадастровый учет объектов незавершенного строительства в качестве бесхозяйных объектов недвижимости.

При этом, в силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", объекты незавершенного строительства являются объектами недвижимости, подлежащими государственному кадастровому учету.

В связи с изложенным, рекомендуем рассмотреть вариант постановки на государственный кадастровый учет данных объектов недвижимости в судебном порядке.

В этой связи считаем заслуживающей внимания следующую судебную практику.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2020 г. N 08АП-7236/20 по делу N А46-3968/2020:

1. Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Омской области, Управление) о признании недействительным уведомлений от 09.12.2019 N КУВД-001/2019-14651925, от 09.12.2019 N 12/22919, от 10.12.2019 N 12/1197219, от 05.12.2019 N КУВД001/2019-14656086, от 02.12.2019 N КУВД-001/2019-14655747.

2. В качестве способа восстановления права заявителя суд обязал Управление устранить допущенные нарушения, произвести постановку на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного имущества: - объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5915, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная; - объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5916, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная; - объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:00000:5921, расположенный по адресу г. Омск, ул. 6-я Ленинградская угол ул. 6-я Станционная...

3. Податель жалобы, ссылаясь на положения пункта 3 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Приказ N 931), части 10 статьи 31 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), пункт 30 постановления Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (далее - постановление Правительства РФ N 1532), утверждает о том, что объект незавершенного строительства не поименован в качестве объектов недвижимости, которые могут быть признаны бесхозяйными, в силу чего не может быть поставлен на кадастровый учет.

4. Уведомлениями Управления Росреестра по Омской области от 09.12.2019 N КУВД001/2019-14651925, от 09.12.2019 N 12/22919, от 10.12.2019 N 12/1197219, от 05.12.2019 N КУВД-001/2019-14656086, от 02.12.2019 N КУВД-001/2019-14655747 в осуществлении действий по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйного имущества отказано в связи с тем, что данные объекты являются объектами незавершенного строительства и Приказом N 931 постановка на учет таких объектов не предусмотрена.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу о неправомерности действий регистрирующего органа.

Частью 7 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.

Таким образом, из указанной нормы следует, что в ЕГРН вносятся в том числе сведения об объектах незавершенного строительства.

Из пункта 4 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ также усматривается, что в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе о виде объекта недвижимости, который, в частности, может быть определен как объект незавершенного строительства.

Обстоятельства того, что Приказ N 931 не содержит прямого указания на возможность принятия на государственный кадастровый учет объекта незавершенного строительства, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как в силу части 1 статьи 6 ГК РФ к отношениям, прямо не урегулированным законодательством, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Поскольку положениями Федерального закона N 218-ФЗ допускает совершение регистрационных действий как со зданиями, строениями, сооружениями, так и с объектами, строительство которых не завершено, то объекты незавершенного строительства подлежат постановке на государственный кадастровый учет.

5. Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Департаментом требования.

Также рекомендуем для ознакомления:

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 января 2019 г. по делу N 33-1765/2019:

Из материалов дела усматривается, что 19.06.2017 по заявлению Администрации ГП... в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о принятии на учет как бесхозяйного:

  • объекта незавершенного строительства с кадастровым номером N.., площадью 106.8 кв. м, расположенного по адресу: адрес;
  • объекта незавершенного строительства с кадастровым номером N.., площадью 106.8 кв. м, расположенного по адресу: адрес.

Решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 августа 2017 г. по делу N 2а-1014/2017:

Администрацией ДД.ММ.ГГГГ в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг подано заявление о постановке на учет бесхозяйных объектов с кадастровыми N, N.

Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, указанные объекты со степенью готовности объекта незавершенного строительства 10%, расположены соответственно на земельных участках с кадастровыми N ("адрес"); N ("адрес"), приняты на учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван 

Ответ прошел контроль качества 

7 марта 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.