Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Вся реклама в Интернете должна маркироваться возрастными ограничениями: 0+, 6+, 12+ и т.п. Как это правильно делать с юридической точки зрения?

Вся реклама в Интернете должна маркироваться возрастными ограничениями: 0+, 6+, 12+ и т.п. Как это правильно делать с юридической точки зрения?

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон N 436-ФЗ) этот закон не распространяется на отношения в сфере рекламы. Следовательно, и общее требование об указании категории информационной продукции на рекламные сообщения не распространяется.

Исключение из этого правила установлено частью 10.1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), в силу которой не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Закона N 436-ФЗ, без указания категории такой информационной продукции. То есть речь в данной норме идет исключительно о рекламе информационной продукции, на что обращено внимание и в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 N 14АП-11304/14.

Из буквального прочтения приведенных норм следует, что указывать возрастное ограничение рекламы в виде знака информационной продукции (соответствующая цифра и знак "плюс") или посредством текстового предупреждения (ч. 1 ст. 12 Закона N 436-ФЗ) обязательно только в рекламе информационной продукции*(1). Это касается и интернет-рекламы.

Под информационной продукцией при этом понимаются предназначенные для оборота на территории РФ продукция СМИ, печатная и аудиовизуальная продукция, программы для ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством Интернет и сетей подвижной радиотелефонной связи (смотрите п. 5 ст. 2 Закона N 436-ФЗ).

Таким образом, обязательной "маркировке" подлежит не вся реклама, размещенная в сети Интернет, а лишь та, где объектом рекламирования выступает информационная продукция.

К примеру, суды признали необходимость указания возрастной категории рекламируемой продукции в случае размещения в Интернете рекламы: концерта (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.08.2017 N Ф01-3378/17 по делу N А38-12817/2016), иного зрелищного мероприятия (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 N 02АП-7523/19) мобильного приложения - программы для ЭВМ (решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.06.2016 по делу N А40-59129/2016), интерактивных компьютерных онлайн-игр как программ для ЭВМ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 N 15АП-10310/22 по делу N А53-43350/2021) и др.

В письме Федеральной антимонопольной службы от 28.08.2012 N АК/27944 "О защите детей в рекламе" отмечается, что нормы Закона N 38-ФЗ не закрепляют, каким именно образом должно быть сделано указание на категорию информационной продукции в рекламе, соответственно, такое указание может быть сделано любым способом, позволяющим обозначить категорию рекламируемой информационной продукции.

Согласно ст. 6 Закона N 38-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям ст. 17 Закона). При классификации продукции оценке подлежат:

  1. ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
  2. особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
  3. вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Более детальные и конкретные критерии градации той или иной информационной продукции по возрастным пределам, приведены в статьях 7-10 Закона N 436-ФЗ. Кроме того, представляется очевидным, что информация, перечисленная в ч. 2 ст. 5 Закона N 38-ФЗ (запрещенная для распространения среди детей), может иметь только одну категорию: "18+" (запрещено для детей).

Как указано в письме Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 14.08.2012 N 52-165/ВА, в случае сомнений о соответствии информационной продукции знаку, указанному производителем, заинтересованное лицо вправе заказать экспертизу информационной продукции эксперту, экспертам и (или) экспертным организациям, аккредитованным Роскомнадзором. Порядок проведения такой экспертизы утвержден приказом Минкомсвязи России от 29.08.2012 N 217. Срок проведения экспертизы не может превышать 30 дней с момента заключения договора о ее проведении. Оплата услуг экспертов и возмещение расходов осуществляются за счет заказчика экспертизы. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан 

Ответ прошел контроль качества 

9 марта 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------

*(1) К примеру, суды усмотрели нарушение ч. 10.1 ст. 5 Закона N 38-ФЗ в ситуации, когда в рекламе мобильного приложения букмекерской конторы, размещенной в здании аэропорта, отсутствовало указание на категорию информационной продукции. В качестве информационной продукции при этом суды расценили мобильное приложение, являющуюся программой для ЭВМ (смотрите решение Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2022 по делу N А40-252882/21, оставленное без изменений постановлением Девятого ААС от 11.07.2022 N 09АП-28379/22 по делу N А40-252882/2021).