Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право В собственности юридического лица имеется объект капитального строительства. Наименование объекта в ЕГРН - "открытый склад готовой продукции". Год постройки - 1979. Акт ввода в эксплуатацию, разрешение на строительство, проектная документация на объект капитального строительства отсутствуют. В техническом паспорте значится, что наименование указано в соответствии с договором купли-продажи. Требуется сменить в ЕГРН наименование на "открытый производственный полигон". Какие документы для этого потребуются?

В собственности юридического лица имеется объект капитального строительства. Наименование объекта в ЕГРН - "открытый склад готовой продукции". Год постройки - 1979. Акт ввода в эксплуатацию, разрешение на строительство, проектная документация на объект капитального строительства отсутствуют. В техническом паспорте значится, что наименование указано в соответствии с договором купли-продажи. Требуется сменить в ЕГРН наименование на "открытый производственный полигон". Какие документы для этого потребуются?

В соответствии с п. 1, подп. 11 п. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

В числе прочего в кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, как наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования.

Отметим что ранее (до апреля 2021 года) Центральный аппарат Росреестра в своих разъяснительных письмах указывал следующее.

Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 4 февраля 2021 г. N 13-00065/21 "О порядке изменения назначения зданий, сооружений, помещений и наименовании такого объекта недвижимости":

"По мнению Управления, наименованием объекта недвижимости может являться только его уникальное имя собственное (как, например, храм Христа Спасителя, Театр оперы и балета), позволяющее его идентифицировать и отличить от других объектов недвижимости.

При этом наименование здания "жилой дом" не позволяет идентифицировать такое здание и отличить его от других объектов недвижимости.

Также следует учитывать, что в настоящее время законодательством Российской Федерации не урегулированы на комплексной и системной основе правила присвоения наименований объектам недвижимости. В связи с этим положениями Закона N 218-ФЗ не предусмотрены нормы о порядке изменения наименования объекта недвижимости.

Дополнительно сообщаем, что проектом Федерального закона N 962484-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 21 июля 2020 года) планируется статью 70 Закона N 218-ФЗ дополнить частью 17, устанавливающей порядок внесения в ЕГРН сведений о наименовании здания, сооружения или помещения и изменения таких сведений.

Поправками Правительства Российской Федерации законопроект дополнен положениями о том, что сведения о наименовании здания, сооружения или помещения могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника такого объекта при наличии в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования такого объекта либо одновременно с внесением сведений о виде разрешенного использования такого объекта".

С 30 апреля 2021 г. статья 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" была дополнена частями 18 и 19 (смотрите Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ).

В соответствии с действующими в настоящее время положениями пп. 18, 19 ст. 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при представлении лицом, указанным в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника здания, сооружения, либо его законным представителем заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о наименовании данных здания, сооружения или помещения либо об изменении такого наименования (если такое изменение не связано с их реконструкцией, перепланировкой или переустройством либо изменением их назначения) такие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления. При этом такие сведения в данном заявлении должны быть указаны в отношении:

  1. здания или сооружения в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию;
  2. здания или сооружения в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, если такое здание или такое сооружение является объектом культурного наследия и включено в указанный реестр;
  3. автомобильной дороги в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в едином государственном реестре автомобильных дорог, если соответствующее сооружение является составной частью автомобильной дороги.

Сведения о наименовании здания, сооружения или помещения могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника такого объекта недвижимости при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о виде разрешенного использования такого объекта недвижимости либо одновременно с внесением сведений о виде разрешенного использования такого объекта недвижимости (п. 19).

Отметим что иная возможность изменения наименования объекта недвижимости (ОКС) законом не предусмотрена.

Также отмечаем, что вид разрешенного использования объекта недвижимости подлежит внесению в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Так, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения.

В этой связи рекомендуем ознакомиться со следующими разъяснительными письмами Росреестра.

Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 августа 2022 г. N 13-00786/22 "О рассмотрении обращения от 29.07.2022 N 604": В соответствии с частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В части включения в технический план сведений о виде (видах) разрешенного использования объекта капитального строительства считаем возможным отметить, что включение в технический план таких сведений зависит от наличия или отсутствия в представленных заказчиком кадастровых работ документах сведений о виде(ах) разрешенного использования объекта капитального строительства. При этом отсутствие в техническом плане каких-либо дополнительных сведений об объекте недвижимости не должно являться причиной приостановления осуществления государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости, в том числе по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, поскольку дополнительные сведения об объекте недвижимости не относятся к характеристикам такого объекта, позволяющим определить этот объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи.

Документы, на основании которых может быть указан вид разрешенного использования в техническом плане в случае, если правила землепользования и застройки не установлены, указаны в письме Росреестра от 08.09.2020 N 13-00215/20 (о включении в технический план сведений о виде (видах) разрешенного использования ОКС и о приостановлении ГКУ в случае отсутствия в техническом плане таких сведений, доступно в информационно-справочных системах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"). 

О наименовании объекта недвижимости 

Пунктом 11 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ предусмотрено внесение в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений о наименовании здания, сооружения при наличии такого наименования.

Подпунктом 4 пункта 28, подпунктом 2 пункта 31 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241, в записях реестра объектов недвижимости ЕГРН о здании, сооружении предусмотрено указание сведений о наименовании здания, сооружения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Положения части 18 статьи 70 Закона N 218-ФЗ применяются исключительно в случае изменения содержащегося в ЕГРН наименования объекта капитального строительства или внесения в ЕГРН сведений о наименовании в отношении объектов и на основании сведений/документов, указанных в данной норме.

Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 3 августа 2022 г. N 14-6689-ТГ/22: Сведения о наименовании здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования (пункт 11 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ) относятся к дополнительным сведениям реестра объектов недвижимости ЕГРН об объекте недвижимости.

Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241, в записях реестра объектов недвижимости ЕГРН о здании, сооружении предусмотрено указание сведений о наименовании здания, сооружения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (подпункт 4 пункта 28, подпункт 2 пункта 31), в записи реестра объектов недвижимости ЕГРН о помещении - указание сведений о наименовании помещения при наличии такого наименования, если помещение является объектом культурного наследия (подпункт 2 пункта 37).

Положения части 18 статьи 70 Закона N 218-ФЗ применяются исключительно в случае изменения содержащегося в ЕГРН наименования объекта капитального строительства или внесения в ЕГРН сведений о наименовании в отношении объектов и на основании сведений/документов, указанных в данной норме:

  • зданий или сооружений в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию;
  • зданий или сооружений в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, если такое здание или такое сооружение является объектом культурного наследия и включено в указанный реестр;
  • автомобильной дороги в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в едином государственном реестре автомобильных дорог, если соответствующее сооружение является составной частью автомобильной дороги.

В этой связи если, например, здание не является объектом культурного наследия и отсутствует несоответствие сведений ЕГРН о его наименовании со сведениями, содержащимися в разрешении на ввод такого здания, то основания для изменения наименования в соответствии с частью 18 статьи 70 Закона N 218-ФЗ отсутствуют.

Внесение в ЕГРН сведений о наименовании объекта недвижимости осуществляется на основании заявления лица, указанного в ЕГРН в качестве собственника здания, сооружения (его законным представителем), и соответствующих документов, перечисленных в части 18 статьи 70 Закона N 218-ФЗ (например, разрешение на ввод объекта в эксплуатации, в котором сведения о наименовании здания не соответствуют сведениям ЕГРН). В отсутствие таких документов изменение наименования на основании указанной нормы не представляется возможным.

В связи с изложенным полагаем, что изменить наименование здания или сооружения в административном порядке возможно только на основании документов, указанных в п. 18 ст. 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Также отмечаем, что наименование здания (сооружения) правовой режим такого объекта не определяет.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество (учебно-практическое пособие) (Пожаров И.В.). - Специально для системы ГАРАНТ, 2022.: Наименование объекта капитального строительства - еще одна характеристика - не определяет юридический статус объекта, однако не должна вводить в заблуждение участников гражданского оборота и противоречить назначению здания, сооружения, виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, целям и порядку его предоставления. В ч. 18 ст. 70 ФЗ N 218 закреплено, что наименование здания, сооружения вносится в ЕГРН по заявлению собственника или изменяется по его заявлению, если такое изменение не связано с реконструкцией, перепланировкой или переустройством либо изменением назначения. Наименование должно соответствовать наименованию в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, сведениям о наименовании, содержащимся в едином государственном реестре объектов культурного наследия, если такое здание или сооружение является объектом культурного наследия и включено в указанный реестр, сведениям о наименовании, содержащимся в едином государственном реестре автомобильных дорог, если соответствующее сооружение является составной частью автомобильной дороги.

Вместе тем просим обратить внимание на нижеприведенную судебную практику и материалы:

  • постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2022 г. N 15АП-19652/22 по делу N А32-17248/2022;
  • Вопрос: Основания и порядок изменения наименования здания и его назначения по инициативе собственника (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2023 г.): Более того, в судебной практике высказана позиция, согласно которой собственник здания вправе изменить наименование здания собственным решением, если оно вызвано фактическим изменением использования объекта и при этом не меняется назначение здания (смотрите постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.09.2022 N Ф05-24260/22 по делу N А41-16479/2022, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 N 15АП-19652/22 по делу N А32-17248/2022).

Данная позиция согласуется и с выводами, приведенными в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2022 N 07АП-6354/22 по делу N А03-2918/2022, указавшего, что право на выбор наименования для объекта недвижимого имущества законодательно не ограничено, наименование объекта является дополнительной характеристикой и не влияет на идентификацию объекта. При этом, как отметил суд, в полномочия государственного регистратора не входит установление факта соответствия фактического использования объекта недвижимости его наименованию, которое собственник выбрал по своему усмотрению. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван 

Ответ прошел контроль качества 

29 января 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.