Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Земельный участок предоставлен путем проведения аукциона в 2022 году. Вид разрешенного использования - объекты складского назначения. Земельное законодательство запрещает изменение вида разрешенного использования земельного участка, являющегося предметом публичных торгов. Арендатор обратился в администрацию за получением разрешения на строительство, однако администрация отказала в связи с несоответствием вида разрешенного использования классификатору видов. Является ли процедура установления соответствия вида разрешенного использования федеральному классификатору процедурой, которая лишь подтверждает юридический факт легальности прежнего вида, указанного в договоре аренды, и не изменяет вид? Не является ли установление соответствия вида фактически процедурой, которая в ЕГРН изменяет вид аукционного участка?

Земельный участок предоставлен путем проведения аукциона в 2022 году. Вид разрешенного использования - объекты складского назначения. Земельное законодательство запрещает изменение вида разрешенного использования земельного участка, являющегося предметом публичных торгов. Арендатор обратился в администрацию за получением разрешения на строительство, однако администрация отказала в связи с несоответствием вида разрешенного использования классификатору видов. Является ли процедура установления соответствия вида разрешенного использования федеральному классификатору процедурой, которая лишь подтверждает юридический факт легальности прежнего вида, указанного в договоре аренды, и не изменяет вид? Не является ли установление соответствия вида фактически процедурой, которая в ЕГРН изменяет вид аукционного участка?

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.
Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пп. 12, 13 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Как видно из указанных положений, законодатель разграничивает процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка (данная процедура регулируется ст. 37 ГрК РФ) и процедуру установления соответствия вида разрешенного использования федеральному классификатору (данная процедура регулируется п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, при установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка федеральному классификатору этот вид не изменяется, а уточняется.
В этой связи смотрите:
- кассационное определение СК по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 августа 2020 г. по делу N 8а-5217/2020[88а-5879/2020];
- решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июня 2015 г. по делу N А12-17447/2015.
Внесение изменений в сведения ЕГРН будет осуществляться в порядке межведомственного информационного взаимодействия (с органами Росреестра), установленном главой 4 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения; о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; об установлении соответствия между видом разрешенного использования земельного участка, указанным в заявлении об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Балашов Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

13 января 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.