Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Организация приобрела железнодорожный путь по договору купли-продажи в 2011 году. В свидетельстве о праве собственности зарегистрирован как перегон. В техническом паспорте на перегон указано, что перегон проходит через железнодорожный (ж/д) мост и путепровод. В договоре купли-продажи сведений о ж/д мосте и перегоне не имеется. Сейчас возникла необходимость капитального ремонта ж/д моста. Росреестр предлагает зарегистрировать ж/д мост как отдельный объект недвижимости. В то же время устав ж/д транспорта, СП 238.1326000.2015. Свод правил. Железнодорожный путь и Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710 указывают, что мосты и путепроводы входят в состав ж/д пути как искусственные сооружения. Имеются ли регламенты по госрегистрации ж/д мостов как отдельных объектов недвижимости или они входят в состав такого объекта недвижимости, как ж/д путь? И какие документы необходимы для регистрации?

Организация приобрела железнодорожный путь по договору купли-продажи в 2011 году. В свидетельстве о праве собственности зарегистрирован как перегон. В техническом паспорте на перегон указано, что перегон проходит через железнодорожный (ж/д) мост и путепровод. В договоре купли-продажи сведений о ж/д мосте и перегоне не имеется. Сейчас возникла необходимость капитального ремонта ж/д моста. Росреестр предлагает зарегистрировать ж/д мост как отдельный объект недвижимости. В то же время устав ж/д транспорта, СП 238.1326000.2015. Свод правил. Железнодорожный путь и Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710 указывают, что мосты и путепроводы входят в состав ж/д пути как искусственные сооружения. Имеются ли регламенты по госрегистрации ж/д мостов как отдельных объектов недвижимости или они входят в состав такого объекта недвижимости, как ж/д путь? И какие документы необходимы для регистрации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Государственная регистрация права собственности на железнодорожный мост в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества в данном случае не требуется.

Обоснование позиции:
Действительно, в соответствии с п. 3.13 Свода правил СП 238.1326000.2015 "Железнодорожный путь" (утвержден приказом Министерства транспорта РФ от 6 июля 2015 г. N 209), железнодорожный путь - это подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения. При этом в соответствии с п. 3.20 указанного Свода правил под искусственными сооружениями понимаются сооружения, возводимые на пересечениях с препятствиями (реками, ущельями, другими дорогами) либо для замены земляного полотна в виде мостов, водопропускных труб, тоннелей, виадуков, путепроводов и эстакад.
Таким образом, железнодорожный мост как искусственное сооружение является составной частью железнодорожного пути.
Имеющиеся материалы судебной практики свидетельствуют о том, что в качестве самостоятельных объектов недвижимости железнодорожные мосты, как правило, не выделяются и, соответственно, право собственности на них не регистрируется. Так, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 августа 2015 г. N Ф04-9042/14 по делу N А27-17892/2013 указывается, что железнодорожный мост является составной частью сложной вещи - железнодорожных путей, право собственности на которые возникло на основании договора купли-продажи железнодорожного пути. При этом в правоустанавливающих и в правоподтверждающих документах, технической документации, объекты недвижимости, являвшиеся фактически составными частями единой сложной вещи, могли быть не выделены самостоятельно.
В постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2013 г. N Ф02-4603/13 по делу N А19-91/2013 отмечается, что комплекс дистанции пути железной дороги представляет собой линейное сооружение, в состав которого входят различные объекты недвижимого имущества, включающие верхнее строение пути, земляное полотно, здания, искусственные сооружения - мосты, трубы, тоннели, галереи, подпорные стенки, платформы. При этом право собственности зарегистрировано на линейное сооружение в целом. Аналогичным образом решается вопрос о праве собственности на железнодорожные мосты и в большинстве других случаев (смотрите постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 июня 2020 г. N Ф03-2121/20 по делу N А59-6036/2019, от 29 мая 2020 г. N Ф03-1850/20 по делу N А59-4168/2019, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июня 2019 г. N Ф01-2456/19 по делу N А17-8083/2018, Арбитражного суда Уральского округа от 1 февраля 2018 г. N Ф09-8557/17 по делу N А71-11689/2016).
При этом в качестве документа, подтверждающего наличие в составе железнодорожного пути искусственных сооружений, в частности мостов, может выступать технический паспорт (смотрите постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 июля 2017 г. N Ф07-5594/17 по делу N А56-28897/2016).
Отметим, однако, что встречаются и примеры регистрации железнодорожных мостов в качестве самостоятельных объектов недвижимого имущества (смотрите постановления Арбитражного суда Центрального округа от 1 декабря 2021 г. N Ф10-5379/21 по делу N А09-9570/2020, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2020 г. N 20АП-4940/20 по делу N А09-13555/2019). Вместе с тем в указанных судебных актах вопрос о праве собственности на железнодорожные мосты не рассматривался и сведения об их статусе в качестве объектов недвижимости приведены лишь в качестве дополнительной информации.
Каких-либо нормативных актов и разъяснений уполномоченных государственных органов, посвященных государственной регистрации права собственности на железнодорожные мосты, также не имеется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Ответ прошел контроль качества

18 ноября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.