Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право В обеспечение исполнения обязательств продавца по договору купли-продажи была выдана независимая гарантия на сумму уплаченного аванса. Согласно условиям гарантии оплата гарантом по банковской гарантии осуществляется по получению требования, подписанного уполномоченным лицом, содержащего сумму, которая должна быть выплачена, и утверждающего, что бенефициар произвел платеж в соответствии с договором и что принципал не исполнил обязательство по поставке и не вернул аванс. В ответ на это гарант отказался произвести выплату, ответив, что основанием для предъявления требования по банковской гарантии должно было являться расторжение договора купли-продажи и нарушение продавцом сроков на возврат аванса. В договоре купли-продажи было указано, что гарантия должна быть безусловной, то есть гарантия безусловная. Правомерен ли отказ гаранта?

В обеспечение исполнения обязательств продавца по договору купли-продажи была выдана независимая гарантия на сумму уплаченного аванса. Согласно условиям гарантии оплата гарантом по банковской гарантии осуществляется по получению требования, подписанного уполномоченным лицом, содержащего сумму, которая должна быть выплачена, и утверждающего, что бенефициар произвел платеж в соответствии с договором и что принципал не исполнил обязательство по поставке и не вернул аванс. В ответ на это гарант отказался произвести выплату, ответив, что основанием для предъявления требования по банковской гарантии должно было являться расторжение договора купли-продажи и нарушение продавцом сроков на возврат аванса. В договоре купли-продажи было указано, что гарантия должна быть безусловной, то есть гарантия безусловная. Правомерен ли отказ гаранта?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Сами по себе описанные в вопросе обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в выплате по гарантии.

Обоснование позиции:
По независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом (п. 1 ст. 368 ГК РФ). В независимой гарантии должны быть указаны, в частности, обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии (п. 4 той же статьи).
Предусмотренное независимой гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, от отношений между принципалом и гарантом, а также от каких-либо других обязательств, даже если в независимой гарантии содержатся ссылки на них. Гарант не вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, вытекающие из основного обязательства, в обеспечение исполнения которого независимая гарантия выдана, а также из какого-либо иного обязательства, в том числе из соглашения о выдаче независимой гарантии, и в своих возражениях против требования бенефициара об исполнении независимой гарантии не вправе ссылаться на обстоятельства, не указанные в гарантии (пп. 1, 2 ст. 370 ГК РФ, смотрите также п. 11 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 5 июня 2019 г., далее - Обзор).
Гарант вправе отказать бенефициару в удовлетворении его требования только в случае, если это требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо срок действия гарантии истек (п. 1 ст. 376 ГК РФ). Иными словами, основания для отказа в выплате по гарантии не связаны с содержанием условий основного обязательства, а по существу зависят от соблюдения формальных условий банковской гарантии, касающихся существа обеспечиваемого обязательства, срока гарантии, требования бенефициара о выплате соответствующих сумм и документов, которые должны прилагаться к такому требованию (смотрите определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 08.11.2016 N 305-ЭС16-9887, а также п. 9 Обзора). Кроме того, в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 376 ГК РФ, гарант имеет право приостановить платеж на срок до семи дней, по истечении которого в отсутствие оснований для отказа в выплате он обязан будет произвести платеж по гарантии (п. 5 той же статьи).
Действительно, обязанность возвратить аванс в описанной в вопросе ситуации может возникнуть у поставщика либо по основаниям, указанным в договоре, либо в связи с расторжением договора поставки, в том числе вследствие отказа одной из сторон от его исполнения. Однако, как нам представляется, само по себе то обстоятельство, что на момент предъявления гаранту требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии соответствующая обязанность у поставщика не возникла, не является основанием для отказа в выплате. Если независимой гарантией обеспечено обязательство продавца по поставке товара, а не обязательство по возврату предварительной оплаты на случай расторжения договора поставки (смотрите в связи с этим постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 февраля 2020 г. N Ф10-6477/19 по делу N А83-1940/2019), то факт невозврата аванса, на наш взгляд, не может иметь значения в целях исполнения обязательства гаранта, если иное прямо не вытекает из условий гарантии*(1). В судебной практике можно обнаружить примеры, подтверждающие описанный подход (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 4 мая 2022 г. N 301-ЭС22-5701 по делу N А31-17899/2020, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 1 октября 2021 г. N 02АП-6501/21 по делу N А31-17899/2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2017 г. N 09АП-60123/16, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 июня 2017 г. N Ф05-6103/17, постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 июля 2017 г. N Ф05-8956/17 по делу N А40-211759/2015).
В заключение еще раз подчеркнем, что однозначно оценить перспективу удовлетворения судом иска об обязании гаранта осуществить выплату по гарантии в рамках этой консультации не представляется возможным. Окончательное решение вопроса о правомерности отказа гаранта может принять лишь суд на основе правового анализа условий независимой гарантии и с учетом всех обстоятельств дела.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: Правомерен ли отказ банка от выплаты по банковской гарантии на основании того, что затребованная бенефициаром сумма должна была быть возвращена ему принципалом по договору между ними? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

26 августа 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что если основное обязательство не исполнено принципалом ввиду наступления обстоятельств непреодолимой силы, полученная бенефициаром по банковской гарантии сумма может быть взыскана с него как неосновательное обогащение (смотрите в связи с этим, например, ответ на Вопрос: Если поставщик не сможет выполнить обязательства по поставке товара в связи с форс-мажорными обстоятельствами, имеет ли право покупатель получить возмещение по банковской гарантии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.)).