Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Каков порядок оформления земельного участка под охотхозяйство?

Каков порядок оформления земельного участка под охотхозяйство?

В соответствии со ст. 25, 27 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено Законом N 209-ФЗ.
В целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с ч. 27 и 31 ст. 28 Закона N 209-ФЗ.
Охотхозяйственное соглашение включает в себя следующие условия (ч. 4 ст. 27 Закона N 209-ФЗ):
1) сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках;
2) сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах;
3) требования к размещению минимального количества и максимального количества охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья;
4) срок действия охотхозяйственного соглашения и т.д.
Охотхозяйственное соглашение прекращается:
- по истечении срока его действия;
- по соглашению сторон этого соглашения;
- на основании решения суда.
В этой связи остановимся подробнее на п. 1 ч. 4 ст. 27 Закона N 209-ФЗ.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. (подробнее смотрите в статье: Охотничьи угодья: соотношение правового регулирования и фактического положения (Д.Б. Горохов, Д.Д. Шунаева, журнал "Журнал российского права", N 5, май 2019 г.); определении Конституционного Суда РФ от 15 октября 2020 г. N 2372-О: Таким образом, согласованным регулированием, осуществляемым положениями земельного законодательства, лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях и законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, не предусматривается осуществление на землях населенных пунктов, а также на особо охраняемых природных территориях видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Сказанное согласуется и с подходом Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Определении от 25 февраля 2016 года N 327-О, в котором также отмечается отсутствие возможности осуществления на землях населенных пунктов видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства).
Охотничьи угодья подразделяются на: охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных названным Федеральным законом (далее - закрепленные охотничьи угодья); охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (далее - общедоступные охотничьи угодья). Общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации. Охотничьи угодья могут использоваться для осуществления одного или нескольких видов охоты.
Таким образом, охотничьи угодья представляют собой большие по размеру территории, которые могут включать в себя земли различных категорий и видов разрешенного использования, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В силу ст. 39 Закона N 209-ФЗ в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется в том числе территориальное охотустройство, в рамках которого составляется и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации с приложением карты с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий.
Требования к ее составу и порядок ее составления утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2010 N 335.
В этой схеме отражаются границы охотничьих угодий и зоны планируемого создания охотничьих угодий.
В этой связи смотрите распоряжение Губернатора Псковской области от 12 мая 2014 г. N 23-РГ "Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Псковской области".
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и в том числе состоит из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий.
При принятии решения об утверждении схемы размещения охотничьих угодий данная схема направляется в орган регистрации прав (п. 12 ч. 1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ, п. 16 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13 3, 15, 15.1, 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2015 г. N 1532).
Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 12, 14-16 части 1, частью 15 настоящей статьи, является описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, подготовленное в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" для описания местоположения границ объекта землеустройства (ч. 19 ст. 32 Закона N 218-ФЗ).
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в ЕГРН в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся сведения о расположении земельного участка в границах охотничьих угодий лесничеств.
Ч. 1 ст. 26 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что право собственности физических лиц, юридических лиц на земельные участки и иные права на землю в границах охотничьих угодий ограничиваются в соответствии с данным Законом и другими федеральными законами.
В силу ст. 25 Закона N 209-ФЗ земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями (ст. 26 Закона N 209-ФЗ).
В силу ст. 36 ЛК РФ использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры.
На основании охотхозяйственных соглашений у охотпользователя возникает право аренды на лесные участки, которые подлежат передаче охотпользователю при наличии установленных законом оснований, при этом само соглашение не является по существу договором, государственная регистрация которого обязательна. В силу статьи 27 Закона N 209-ФЗ охотхозяйственное соглашение содержит обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов указанные в части 2 статьи 25 Закона N 209-ФЗ земельные участки и лесные участки (пр. постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2017 г. N 14АП-10303/17).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27.07.2010 N 2111/10, ограничение, как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
В связи с изложенным, границы охотничьих угодий подлежат внесению в ЕГРН.
При этом, исходя из норм Закона N 209-ФЗ, предоставляться могут как конкретные земельные (лесные) участки, так и охотничьи угодья, включающие в себя несколько участков.
В этой связи смотрите также:
- постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 августа 2019 г. N Ф09-4163/19 по делу N А07-6213/2018 ...В отношении охотничьих угодий, не задействованных под размещение объектов охотничьей инфраструктуры, перечень которых установлен Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.07.2017 N 1469-р, необходимость заключения наряду с охотхозяйственным соглашением договора аренды отсутствует. Доказательств нахождения на территории, предоставленной согласно охотхозяйственным соглашениям от 14.10.2010 N 16, 17, объектов охотничьей инфраструктуры, указанных в данном Распоряжении Правительства Российской Федерации, не представлено...;
- кассационное определение СК по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2022 г. по делу N 8а-6610/2022[88а-10563/2022] ...Действующее законодательство не определяет охотничьи угодья как земельные участки и не относит их к видам обременений, сведения о которых подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости....
Однако Закон N 209-ФЗ не устанавливает запрет на предоставление охотничих угодий, границы о которых в ЕГРН не внесены, равно как и в случае переоформления долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов на охотохозяйственные соглашения (ч. 3 ст. 71 Закона N 209-ФЗ).
Таким образом, границы охотничьих угодий могут быть и не внесены в ЕГРН.
В соответствии со ст. 28 Закона N 209-ФЗ решение о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок и процедура его проведения подробно регламентирована данной статьей.
Так, согласно ч. 6, 7, 9, 19, 20, 21, 26, 28 ст. 28 Закона N 209-ФЗ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах земельных участках и лесных участках, об обременениях указанных земельных участков и лесных участков, об ограничении использования лесов и других природных ресурсов, о параметрах осуществления охоты;
3) о месте, датах и времени начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. Срок подачи заявок на участие в аукционе должен составлять не менее чем четырнадцать рабочих дней;
4) о годовом размере арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанном исходя из минимальных размеров арендной платы, и об уплачиваемых в течение года сборах за пользование объектами животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
5) об официальном сайте, на котором размещена документация об аукционе;
6) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене права на заключение охотхозяйственного соглашения), которая определяется как сумма годового размера арендной платы за предоставляемые в аренду земельные участки и лесные участки, рассчитанного исходя из минимальных размеров арендной платы по договорам аренды земельных участков и лесных участков, и произведения ставок сбора за пользование объектами животного мира и квот добычи охотничьих ресурсов за предшествующий год, а в случае их отсутствия - нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов за предшествующий год или норм допустимой добычи охотничьих ресурсов за предшествующий год;
7) о сроке, в течение которого по результатам аукциона должно быть заключено охотхозяйственное соглашение.
Организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать:
1) требования к содержанию и форме заявки на участие в аукционе;
2) порядок и срок отзыва заявок на участие в аукционе, порядок внесения изменений в такие заявки;
3) "шаг аукциона";
4) размер обеспечения заявки на участие в аукционе, срок и порядок внесения соответствующих средств, реквизиты счета для перечисления денежных средств, вносимых в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе в случае установления организатором аукциона требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (далее - требование обеспечения заявки на участие в аукционе);
5) реквизиты счета, на который заявитель должен внести в случае признания его победителем аукциона плату за право заключить охотхозяйственное соглашение, срок и порядок внесения указанной платы;
6) проект охотхозяйственного соглашения;
7) сведения о сроке, в течение которого по результатам аукциона должны быть заключены договоры аренды земельных участков и лесных участков, расположенных в границах охотничьего угодья и находящихся в государственной собственности (если распоряжение такими земельными участками и лесными участками осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае установления организатором аукциона требования обеспечения заявки на участие в аукционе;
2) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе в случае установления организатором аукциона требования обеспечения заявки на участие в аукционе.
Организатор аукциона ведет протокол аукциона, в котором указываются последнее и предпоследнее предложения о цене предмета аукциона. Организатор аукциона обязан осуществлять аудио- или видеозапись аукциона. Любое лицо, присутствующее при проведении аукциона, вправе осуществлять аудио- или видеозапись аукциона.
Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начальной цены права на заключение охотхозяйственного соглашения) на "шаг аукциона".
Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключить охотхозяйственное соглашение.
В течение срока, предусмотренного документацией об аукционе, победитель аукциона обязан перечислить доплату, предусмотренную частью 23 настоящей статьи, на расчетный счет, указанный в документации об аукционе.
Охотхозяйственное соглашение заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона. При заключении и исполнении охотхозяйственного соглашения изменение условий аукциона на основании согласия сторон такого соглашения или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 27 Закона N 209-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона. Кроме того, для урегулирования рассматриваемых правоотношений приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 февраля 2021 г. N 96 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений".
Обращаем внимание, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением, которое может не разделяться правоприменительными органами.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- решение Оренбургского областного суда от 29 марта 2022 г. по делу N 3а-514/2022.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Балашов Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

24 июня 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.