Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Из строя вышла магнитола. Магнитолу сдали в ремонт через дилерский центр, так как требовалось снять ее с автомобиля. Ремонт не гарантийный, а повторный. Когда был произведен первый ремонт, неизвестно. С момента сдачи в ремонт прошло четыре месяца. Как поступить в данном случае?

Из строя вышла магнитола. Магнитолу сдали в ремонт через дилерский центр, так как требовалось снять ее с автомобиля. Ремонт не гарантийный, а повторный. Когда был произведен первый ремонт, неизвестно. С момента сдачи в ремонт прошло четыре месяца. Как поступить в данном случае?

В соответствии со ст. 27 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).
Во исполнение ст. 39.1 Закона о защите прав потребителей постановлением Правительства РФ N 290 от 11.04.2001 утверждены Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (далее - Правила N 290), регулирующие отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании услуг (выполнении работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и их составных частей (п. 1 Правил N 290). Полагаем, что указанные Правила подлежат применению и при выполнении работ по ремонту автомобильной магнитолы, являющейся составной частью автомобиля.
В случае, если исполнитель нарушил сроки выполнения работы, сроки его начала и (или) окончания и (или) промежуточные сроки либо если во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей и п. 46 Правил предоставляют потребителю право:
- назначить исполнителю новый срок, оформив эти сроки новым договором (п. 48 Правил);
- поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
- потребовать уменьшения цены за выполнение работы;
- отказаться от исполнения договора.
Кроме того, согласно п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей и п. 50 Правил при нарушении установленных сроков отдельного вида выполнения работы или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если сроки определены в часах) просрочки неустойку (пени) в размере 3% цены данного отдельного вида выполнения работы, а если такая цена договором о выполнении работ не определена - 3% общей цены заказа. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (общую цену заказа).
Вместе с тем в рассматриваемой ситуации соглашением сторон срок выполнения ремонтных работ определен не был. Правилами N 290 нормативно сроки выполнения ремонтных работ не установлены.
В таком случае при несогласовании сторонами договора сроков выполнения работ, равно как в случае, если сроки не установлены законом, применению подлежат нормы п. 2 ст. 314 ГК РФ*(1).
Согласно положениям п. 2 ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
В ст. 314 ГК РФ именно день предъявления требования указан как событие, с которым связано исчисление семидневного срока для исполнения обязательства (апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 02.03.2015 по делу N 33-2509/2015, решение Лискинского районного суда Воронежской области от 09.02.2017 по делу N 2-222/2017). Иными словами, требования потребителя, предусмотренные ст. 28 Закона о защите прав потребителя, могут быть заявлены по истечении семидневного срока с момента предъявления потребителем требования (претензии) о выполнении работ. В отсутствие доказательств заявленного требования о выполнении работ в удовлетворении требований о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ суды отказывают (решение Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 19.08.2020 по делу N 2-3157/2020).
Вместе с тем нами найдены примеры судебной практики, где суды при определении окончания срока выполнения работ в порядке ст. 314 ГК РФ исходят не из сроков предъявления требования о выполнении работ, а из сроков заключения договора (передачи по заказ-наряду автомобиля или его составных частей исполнителю для проведения ремонта). И именно по истечении семи дней с момента передачи автомобиля исполнителю для проведения ремонтных работ потребитель вправе предъявить требования, установленные ст. 28 Закона о защите прав потребителей, связанные с нарушением сроков выполнения работ, в том числе требования об уплате неустойки (апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 30.03.2017 по делу N 33-8913/2017, решение Ленинского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 14.04.2016 по делу N 2-1933/2016).
Однако, по нашему мнению, в силу буквального толкования ст. 314 ГК РФ, связывающей срок исполнения обязательства с наличием предъявленного требования о таком исполнении, потребителю все же необходимо направить исполнителю письменную претензию с требованием об исполнении обязательств по ремонту магнитолы с указанием на семидневный срок исполнения обязательства, установленный ст. 314 ГК РФ. По истечении установленного семидневного срока в случае невыполнения работ потребитель вправе заявить требование о выплате неустойки и по своему выбору предъявить требования, установленные п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей.
Также отметим, что Закон о защите прав потребителей предоставляет потребителю право немотивированного отказа от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время (ст. 32 Закона о защите прав потребителей). При этом п. 39 Правил N 290 устанавливает право потребителя расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков в ситуации, когда потребителю не была доведена информация о работе, к которой п. 4 Правил N 290 относит срок выполнения работ и цену.
Таким образом, по своему выбору потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков либо направить исполнителю претензию о выполнении работ в семидневный срок, по истечении которого потребитель вправе прибегнуть к одному из способов защиты собственных прав, предусмотренных п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, а также взыскать неустойку в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, потребовать компенсацию морального вреда на основании ст. 15 Закона о защите прав потребителей (в случае его наличия), штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей). Для этого необходимо направить исполнителю претензию с указанием своих требований и срока для добровольного возмещения, а при невыполнении им заявленных требований во внесудебном порядке - обратиться с исковым заявлением в суд.
Обращаем внимание на то, что потребитель вправе предъявить иск в суд как по месту нахождения ответчика (ст. 28 ГПК РФ), так и по месту своего жительства или пребывания либо по месту заключения или месту исполнения договора (ч. 7 ст. 29 ГПК РФ). От уплаты государственной пошлины для подачи исков в суд общей юрисдикции потребители освобождены в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей (п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей; п. 4 ч. 2, ч. 3 ст. 333.36 НК РФ). Конкретный спор будет разрешен судом на основании оценки и исследования всей совокупности представленных сторонами доказательств, исходя из установленных им обстоятельств дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ложечникова Елена

Ответ прошел контроль качества

14 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) При рассмотрении споров о разумных сроках выполнения работ по ремонту автотранспортных средств (составных частей транспортных средств) в ситуации, когда срок выполнения работ не установлен договором, суды нередко применяли нормы Положения о техническом обслуживании и ремонте автомототранспортных средств, принадлежащим гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, минитрактора) РД 37.009.026-92, утвержденного приказом Департамента автомобильной промышленности Минпрома РФ от 01.11.1992 N 43, согласно которым срок выполнения работ по ремонту не должен превышать десяти дней (определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.11.2020 по делу N 8Г-14748/2020[88-16559/2020], апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 03.11.2016 по делу N 33-23330/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27.10.2016 по делу N 33-8096/2016). Вместе с тем решением Верховного Суда РФ от 21.10.2021 N АКПИ21-606 настоящий документ признан не действующим со дня принятия, как следствие, не подлежит применению при установлении сроков выполнения работ.