Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право В собственности муниципального образования имеется земельный участок: категория - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - городские леса. Указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование. По данному земельному участку проходит трубопровод (нефтепровод). В адрес собственника земельного участка обратился собственник трубопровода с просьбой предоставить земельный участок в пользование для его эксплуатации. На каком виде права возможно предоставить собственнику трубопровода рассматриваемый земельный участок для его эксплуатации? Или основания для предоставления земельного участка отсутствуют, и собственник трубопровода может использовать земельный участок, на котором расположен трубопровод, уведомив об этом собственника земельного участка, в случае необходимости проведения каких-либо работ, связанных с бесперебойной работой трубопровода?

В собственности муниципального образования имеется земельный участок: категория - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - городские леса. Указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование. По данному земельному участку проходит трубопровод (нефтепровод). В адрес собственника земельного участка обратился собственник трубопровода с просьбой предоставить земельный участок в пользование для его эксплуатации. На каком виде права возможно предоставить собственнику трубопровода рассматриваемый земельный участок для его эксплуатации? Или основания для предоставления земельного участка отсутствуют, и собственник трубопровода может использовать земельный участок, на котором расположен трубопровод, уведомив об этом собственника земельного участка, в случае необходимости проведения каких-либо работ, связанных с бесперебойной работой трубопровода?

В соответствии со ст. 120, 122, 123 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.
На землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса (ст. 116 ЛК РФ) и другие защитные леса (ст. 111 ЛК РФ).
Согласно ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (смотрите, например, постановление Администрации городского округа Верхний Тагил Свердловской области от 1 марта 2019 г. N 145 "Об утверждении положения о порядке осуществления владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа Верхний Тагил", решение Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 29 января 2014 г. N 12 "О Положении о порядке владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Озерского городского округа Челябинской области");
2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды (смотрите постановление Администрации муниципального района "Усть-Вымский" Республики Коми от 24 января 2020 г. N 52 "Об утверждении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящихся в муниципальной собственности МО МР "Усть-Вымский", постановление Администрации муниципального района "Прилузский" Республики Коми от 9 августа 2019 г. N 709 "Об утверждении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования муниципального района "Прилузский", постановление Брянской городской Администрации от 27 октября 2017 г. N 3757-п "Об установлении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка городских лесов, находящихся в муниципальной собственности города Брянска");
3) установление ставок платы за единицу объема древесины (смотрите постановление Администрации г. Ижевска УР от 23 июня 2008 г. N 459 "Об установлении ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности муниципального образования "город Ижевск");
4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (смотрите решение Думы Арамильского городского округа Свердловской области от 29 марта 2012 г. N 2/7 "Об утверждении "Лесохозяйственного регламента Лесопарка Арамильского городского округа на 2012-2021 годы", решение городского Совета депутатов Калининграда от 6 апреля 2017 г. N 74 "Об утверждении Лесохозяйственного регламента городских лесов городского округа "Город Калининград");
5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (смотрите постановление Администрации Валдайского муниципального района Новгородской области от 15 ноября 2019 г. N 1975 "Об утверждении Порядка осуществления муниципального лесного контроля на территории Валдайского муниципального района", постановление Администрации городского округа Протвино Московской области от 13 июля 2012 г. N 556 "Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального лесного контроля на территории городского округа Протвино");
6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах (смотрите постановление Администрации муниципального района "Усть-Вымский" Республики Коми от 29 апреля 2021 г. N 349 "О введении особого противопожарного режима на территории МО МР "Усть-Вымский");
7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности;
8) предоставление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.
В соответствии со ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В силу ст. 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Согласно п. 3 ст. 3.1, п. 1, п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если данным Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением п. 2 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ;
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением п. 2 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением п. 2 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ.
В силу ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч. 3 ст. 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных ст. 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В соответствии ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ.
Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с ЛК РФ.
При этом согласно п. 2 ст. 39.9, подп. 1 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное пользование.
В силу п. 1 ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Согласно п. 3 ст. 269 ГК РФ лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками. Исключение составляют случаи заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с ЗК РФ.
Передача земельного участка в аренду, а также предоставление права безвозмездного пользования таким имуществом являются способом распоряжения земельным участком (п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", постановления АС Уральского округа от 25.02.2019 N Ф09-9478/18 и от 18.05.2018 N Ф09-1452/18, Тринадцатого ААС от 12.06.2020 N 13АП-39398/19, Четвертого ААС от 07.05.2019 N 04АП-304/19). Договор аренды или договор безвозмездного пользования, заключенный в отношении такого участка, может быть признан недействительным как нарушающий требования закона (ст. 168 ГК РФ, смотрите также постановление АС Северо-Кавказского округа от 16.06.2015 N Ф08-3590/15).
Таким образом, предоставление земельного участка на ином виде права, за исключением установления сервитута, не представляется возможным.
Однако согласно п. 8 ст. 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
В соответствии с п. 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24 апреля 1992 г. N 9 (утверждено заместителем Министра топлива и энергетики 29 апреля 1992 г.), для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Пунктом 4.2 Правил установлено, что земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил.
Таким образом, оформление прав на постоянной основе на земельный участок под данным объектом не требуется. В этой связи смотрите определение Верховного Суда РФ от 27 сентября 2021 г. N 308-ЭС21-16301 по делу N А32-36626/2017.
Аналогичные положения предусмотрены и для газопроводов. Согласно п. 47 Правил охраны газораспределительных сетей (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила)) земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.
Согласно п. 48 Правил установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. В документах, удостоверяющих права собственников, владельцев и пользователей на земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, указываются ограничения (обременения) прав этих собственников, владельцев и пользователей.
П. 28 указанных Правил установлено, что для обеспечения доступа в охранную зону газораспределительной сети эксплуатационная организация при необходимости заключает в установленном порядке с собственниками, владельцами или пользователями смежных земельных участков договоры временного пользования земельными участками или договоры установления сервитута.
По смыслу сервитута, который рассматривается как ограниченное вещное право пользования чужой вещью (п. 1 ст. 216 ГК РФ), он не может быть установлен для случаев, когда использование земельного участка не является фактическим и регулярным, а лишь предполагается в будущем при возникновении определенных обстоятельств (например, при наступлении аварийных ситуаций). Этот вывод находит отражение и в судебной практике, в которой отмечается, что право доступа к инженерным сетям для устранения аварий само по себе не тождественно использованию земельного участка собственником либо владельцем сетей, автоматически требующему установления ограничений прав собственника данного участка (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2018 N 15АП-12308/18).
Таким образом, необходимость заключения договоров временного пользования земельными участками или договоров установления сервитутов, на наш взгляд, требуется только при возникновения необходимости (ремонт, обслуживание и т.д.), однако это не лишает возможности правообладателя земельного участка заключать подобные соглашения по инициативе правообладателей линейных сооружений.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Балашов Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

24 февраля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.