Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Вправе ли продавец товара требовать от покупателя оплату расходов на проведение проверки качества (абзац 2 п. 5 ст. 18 закона Российской Федерации РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей") в случае, если потребителем был заявлен недостаток товара, однако в результате проверки качества недостаток не был установлен или было установлено, что такой недостаток возник в связи с обстоятельствами, за которые продавец не отвечает (результаты проверки покупателем не оспариваются)? Какова позиция ВС РФ или других судов общей юрисдикции по данному вопросу?

Вправе ли продавец товара требовать от покупателя оплату расходов на проведение проверки качества (абзац 2 п. 5 ст. 18 закона Российской Федерации РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей") в случае, если потребителем был заявлен недостаток товара, однако в результате проверки качества недостаток не был установлен или было установлено, что такой недостаток возник в связи с обстоятельствами, за которые продавец не отвечает (результаты проверки покупателем не оспариваются)? Какова позиция ВС РФ или других судов общей юрисдикции по данному вопросу?

По нашему мнению, продавец не вправе требовать от покупателя возмещения расходов на проведение проверки качества товара.
Исходя из положений, предусмотренных абзацем 2 п. 5 ст. 18 закона Российской Федерации РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), в частности на продавца возложена обязанность в случае обращения потребителя с претензией о продаже ему товара ненадлежащего качества, принять этот товар, и при необходимости провести проверку его качества. При этом, потребитель вправе участвовать в проведении такой проверки.
Проверка качества товара - понятие широкое и исключая экспертизу, которая возможна при ее проведении (п. 3 разд. VIII Разъяснений, утвержденных приказом МАП России от 20.05.1998 N 160), может быть осуществлена посредством исследования товара путем его осмотра, диагностики и т.п., с составлением соответствующих заключений по результатам (п. 3 ст. 474 ГК РФ).
При этом необходимо отметить, что буквальное толкование абзаца 2 п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1 позволяет сделать вывод, что в отличие от экспертизы (проводится в случае спора о причинах возникновения недостатков товара (абзац 3 п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1)), проверка качества товара не является обязанностью продавца, поскольку ее проведение зависит исключительно от его усмотрения.
В этой связи Закон N 2300-1 при проведении проверки качества товара не возлагает на потребителя обязанности по возмещению понесенных продавцом расходов в связи с проведением такой проверки, независимо от ее результатов.
Указанные выводы находят свое отражение и в судебной практике (апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 марта 2018 г. по делу N 33-7709/2018 (отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании с ответчика расходов по проведению проверки качества товара, суд исходил в частности из того, что такая обязанность потребителя по возмещению продавцу расходов, связанных с проведением такой проверки, законом не предусмотрена); апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.08.2018 по делу N 33-13756/2018 (отменяя решение районного суда и принимая новое решение по делу об отказе в удовлетворении требований о взыскании расходов на проведение проверки качества товара, суд руководствовался тем, что претензий к проверке от покупателя к продавцу (истец) не было, результаты проверки не оспаривались и на проведении экспертизы покупатель не настаивал, следовательно, расходы продавца на такое исследование по смыслу абзацев 3, 4 п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1 возмещению не подлежат).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Ответ прошел контроль качества

20 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.