Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право В администрацию сельского поселения поступило исковое заявление банка о взыскании задолженности по кредитной карте физического лица. Кредитная карта оформлена в июле 2016 года. Заемщик умер в марте 2018 года. Банк обращается в районный суд для признания имущества выморочным и взыскания долга по карте с администрации поселения. Согласно записям в похозяйственных книгах по адресу проживания заемщика в настоящее время проживают его родственники (брат). То есть имеются наследники, которые, даже если не вступили в наследство через нотариуса, фактически проживают, пользуются и содержат имущество. Будет ли в такой ситуации наследство считаться выморочным?

В администрацию сельского поселения поступило исковое заявление банка о взыскании задолженности по кредитной карте физического лица. Кредитная карта оформлена в июле 2016 года. Заемщик умер в марте 2018 года. Банк обращается в районный суд для признания имущества выморочным и взыскания долга по карте с администрации поселения. Согласно записям в похозяйственных книгах по адресу проживания заемщика в настоящее время проживают его родственники (брат). То есть имеются наследники, которые, даже если не вступили в наследство через нотариуса, фактически проживают, пользуются и содержат имущество. Будет ли в такой ситуации наследство считаться выморочным?

В соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами (ст. 1112 ГК РФ).
Для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пп. 1, 2, 4 ст. 1152 ГК РФ, п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9, далее - Постановление N 9).
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ).
В п. 36 Постановления N 9 разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таковых, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ (возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им), иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ (в течение шести месяцев со дня открытия наследства).
Поскольку в рассматриваемой ситуации родственники умершего гражданина фактически вступили в права наследования (проживают в его доме), то такое наследство не может считаться выморочным, т.к. по смыслу п. 1 ст. 1151 ГК РФ под выморочным имуществом понимается имущество умершего гражданина, у которого отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию либо никто из наследников не имеет права наследовать, либо все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ). То есть для признания наследственного имущества выморочным необходимо, чтобы все наследники отказались от наследства (ст. 1157, 1159 ГК РФ). При наличии наследников, фактически принявших наследство, оснований для признания наследственного имущества выморочным не имеется (решение Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 05 марта 2019 г. по делу N 2-147/2019, решение Руднянского районного суда Волгоградской области от 09 июня 2020 г. по делу N 2-73/2020).
Из положений ст. 1175 ГК РФ следует, что ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства. Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (ст. 323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Соответственно, кредитор, обращаясь в суд в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1175 ГК РФ с требованиями о взыскании за счет наследственного имущества долга умершего гражданина, должен доказать факт выдачи в установленном порядке свидетельства о праве на наследство, объем наследственного имущества, оставшегося после смерти заемщика - должника и его стоимость. В отсутствие таких доказательств суды отказывают в удовлетворении подобных требований (решение Михайловского районного суда Приморского края от 14 октября 2020 г. по делу N 2-548/2020, решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 26 марта 2020 г. по делу N 2-175/2020).
Наследники, совершившие действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости всего причитающегося им наследственного имущества. При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников, и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (п. 1 ст. 416 ГК РФ).
Таким образом, именно наследники, фактически принявшие наследство, в порядке универсального правопреемства становятся правопреемниками умершего в том числе и по его обязательствам. Неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает их от возникших в связи с этим обязанностей по выплате долгов наследодателя (п. 49 постановления N 9, апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 августа 2019 г. по делу N 33-14607/2019, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 августа 2020 г. по делу N 33-11679/2020, решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 18 июня 2020 г. по делу N 2-55/2020, решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 14 июля 2020 г. по делу N 2-1661/2020).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

8 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.