Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Организация планирует в связи с коронавирусом приобрести медицинские маски у российского производителя, имеющего необходимые сертификаты (декларации) соответствия, регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Имеет ли право организация в текущих условиях перепродать данные маски своему клиенту - заводу?

Организация планирует в связи с коронавирусом приобрести медицинские маски у российского производителя, имеющего необходимые сертификаты (декларации) соответствия, регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Имеет ли право организация в текущих условиях перепродать данные маски своему клиенту - заводу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Торговля медицинскими масками может осуществляться без лицензии и каких-либо специальных разрешений. Ранее введенные ограничения на свободную перепродажу таких изделий приостановлены.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 23 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, Правительство РФ вправе принять решение об установлении ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями, включенными в определяемый Правительством РФ перечень, на срок, не превышающий 90 календарных дней со дня принятия указанного решения.
В соответствии с этой нормой пунктом 4 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 431 *(1) установлен запрет для организаций любых организационно-правовых форм, за исключением АО "Корпорация "Росхимзащита" и организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности в части оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, на оптовую продажу отдельных медицинских изделий согласно приложению, произведенных с 6 апреля 2020 г., включая маски медицинские и респираторы фильтрующие, организациям любых организационно-правовых форм, за исключением тех же АО "Корпорация "Росхимзащита" и организаций, имеющих упомянутые лицензии.
Однако действие указанного нормативного акта приостановлено с 22 апреля постановлением Правительства РФ от 13.04.2020 N 500 без указания причин, мотивов и сроков такой приостановки*(2).
Таким образом, на момент подготовки данной консультации запреты и ограничения на перепродажу медицинских масок отсутствуют. Следовательно, в условиях текущего правового регулирования компания вправе перепродать такие маски иному лицу.

К сведению:
Заметим, что для их реализации (как оптовой, так и розничной) лицензии и какие-либо специальные разрешения не требуются.
Перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, приведен в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ). К таковым отнесены, в частности, производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники*(3); медицинская деятельность (за некоторыми исключениями); фармацевтическая деятельность (пункты 17, 46 и 47 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ).
Между тем медицинской техникой признаются не все медицинские изделия, а только инструменты, аппараты, приборы и оборудование, применяемые в медицинских целях и соответствующие критериям, указанным в п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469. При этом защитные медицинские маски очевидным образом нельзя отнести к инструментам, аппаратам, приборам или оборудованию.
Также продажа медицинских масок не относится к медицинской или фармацевтической деятельности, поскольку не включает в себя работы (услуги), выполняемые при оказании медицинской помощи (проведении медицинских экспертиз, медосмотров и т.п.) и не связана с обращением лекарственных средств и препаратов*(4). Не подпадает реализация таких масок и под иные лицензируемые виды деятельности, поименованные в ст. 12 Закона N 99-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

24 апреля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Наименование документа: "Об установлении особенностей обращения медицинских изделий и ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями и о перечне таких изделий".
*(2) Напомним, что акты Правительства РФ, устанавливающие правовой статус организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования (п. 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763). Постановление Правительства РФ от 13.04.2020 N 500 официально опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 апреля 2020 г.
*(3) Лицензирование прекращается со дня вступления в силу соответствующего технического регламента.
*(4) Смотрите перечни работ (услуг), составляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, утвержденные соответственно постановлениями Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 и от 22.12.2011 N 1081.