Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право В эфире телеканала предстоит трансляция рекламы о продаже зимних женских и мужских шуб в Доме культуры. Подлежит ли обозначению с указанием категории информационной продукции знаком информационной продукции (0+, 6+, 12+, 16+) реклама, транслируемая в эфире ТВ?

В эфире телеканала предстоит трансляция рекламы о продаже зимних женских и мужских шуб в Доме культуры.
Подлежит ли обозначению с указанием категории информационной продукции знаком информационной продукции (0+, 6+, 12+, 16+) реклама, транслируемая в эфире ТВ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Трансляция рекламы в эфире на телеканале о продаже зимних женских и мужских шуб (мероприятия в Доме культуры) подлежит обозначению с указанием категории информационной продукции знаком информационной продукции (0+, 6+, 12+, 16+) после проведения классификации информационной продукции распространителем самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, аккредитованными Роскомнадзором.

Обоснование позиции:
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон N 436-ФЗ) под знаком информационной продукции понимается графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной ч. 3 ст. 6 Закона N 436-ФЗ.
Согласно п. 5 ст. 2 Закона N 436-ФЗ информационная продукция это предназначенные для оборота на территории РФ продукция средств массовой информации, печатная информация, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи.
Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории РФ (ч. 6 ст. 6 Закона N 436-ФЗ).
В силу п. 12 ст. 2 Закона N 436-ФЗ под оборотом информационной продукции понимается предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и сетей подвижной радиотелефонной связи.
При этом п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 436-ФЗ исключает распространение Закона N 436-ФЗ на отношения в сфере рекламы. Их регулирует Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
Под объектом рекламирования в силу п. 2 ст. 3 Закона о рекламе понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В свою очередь, исходя из положений ч. 10.1 ст. 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Закона N 436-ФЗ без указания категории данной информационной продукции (смотрите также Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 N 14АП-7372/14; постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 N 14АП-11304/14; постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 N 03АП-6606/13).
Требование ч. 10.1 ст. 5 Закона о рекламе распространяется только на рекламу информационной продукции, но не рекламу иных товаров или услуг. Буквальное толкование положений названной нормы позволяет сделать вывод о том, что речь в последнем случае идет исключительно о рекламе информационной продукции. Соответственно, требование об указании в рекламе категории информационной продукции не распространяется на рекламу, объектом рекламирования в которой выступает не информационная продукция, например, вклад в банке, автомобильный салон, ресторан и т.п. (письмо ФАС РФ от 05.09.2013 N АК/34-774/13).
В целях определения возможности отнесения рекламы к информационной продукции необходимо определиться с тем, что такое информационная продукция.
Согласно п. 5 ст. 2 Закона N 436-ФЗ к информационной продукции относится: продукция средств массовой информации (далее - СМИ), печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством в том числе сети Интернет и сетей подвижной радиотелефонной связи.
При этом под продукцией СМИ понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-I "О средствах массовой информации").
Под распространением продукции СМИ понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
Учитывая вышеизложенное, реклама о продаже зимних женских и мужских шуб в Доме культуры (анонс мероприятия) на телеканале, по нашему мнению, является рекламой информационной продукции, что подлежит размещению в эфире с указанием категории данной информационной продукции. Одновременно сообщаем, что данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе.
Классификация информационной продукции осуществляется распространителем самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, аккредитованными Роскомнадзором (пп. 5.1.6 пп. 5.1 п. 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций).
При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Червинская Анастасия

Ответ прошел контроль качества

25 января 2019 г.