Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Правомерно ли направление медицинской организацией сведений о состоянии здоровья гражданина (диагноза) в органы прокуратуры по личной инициативе без поступления запроса органа надзора с целью проведения проверки соблюдения федерального законодательства?

Правомерно ли направление медицинской организацией сведений о состоянии здоровья гражданина (диагноза) в органы прокуратуры по личной инициативе без поступления запроса органа надзора с целью проведения проверки соблюдения федерального законодательства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Медицинская организации наделена полномочиями по собственной инициативе направлять в органы прокуратуры сведения о пациентах, составляющих врачебную тайну.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188, в числе которых названа и врачебная тайна. Как следует из ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), соблюдение врачебной тайны является одним из принципов охраны здоровья граждан. Право на медицинскую помощь включает в себя право пациента на защиту сведений, составляющих врачебную тайну (п. 7 ч. 5 ст. 19 Закона N 323-ФЗ).
Исходя из содержания п.п. 1 и 2 ст. 13 Закона N 323-ФЗ, врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. При этом разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, не допускается (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 01.12.2016 по делу N 11-17155/2016).
На основании ч. 3 ст. 13 Закона N 323-ФЗ передача сведений, составляющих врачебную тайну, допускается только с согласия гражданина или его законного представителя. Предоставление таких сведений без такого согласия возможно, в частности, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора*(1) (п. 3 ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ). Приведенные нормы согласуются с положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), в силу которого обработка*(2) специальных категорий персональных данных, включая сведения о состоянии здоровья, допускается без согласия субъекта органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора (п. 7.1 ч. 1 ст. 10 Закона N 152-ФЗ).
Таким образом, сведения о состоянии здоровья пациента, его диагнозе и т.п. могут быть переданы исключительно по запросу органов прокуратуры и в связи с осуществлением прокурорского надзора, на что прямо указано в Законе N 323-ФЗ. То есть не любой запрос прокуратуры может быть основанием для предоставления конфиденциальной информации (смотрите письмо Минздрава России от 30.08.2013 N 306/13, апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27.02.2018 по делу N 33-1447/2018).

К сведению:
В порядке исключения передача сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий (п. 5 ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ). Однако органы прокуратуры не входят в структуру органов внутренних дел. Соответственно, Закон N 323-ФЗ не наделяет медицинские организации правом информировать органы прокуратуры в порядке, установленном п. 5 ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

31 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Как следует из ст.ст. 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-I), предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, а также соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством РФ случаях доступ к необходимой им для этих целей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных (п. 2.1 ст. 4 Закона N 2202-I). Пункт 1.3 Инструкции о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 22.11.2013 N 506, наделяет прокуроров правом доступа к любой информации о субъекте персональных данных, в частности, анкетные и биографические данные, включая адрес места жительства и проживания, сведения о составе семьи и наличии иждивенцев, о состоянии здоровья и наличии заболеваний, о нахождении на различных медицинских учетах. Соответственно, отказ в предоставлении персональных данных по запросу прокуратуры в рамках осуществления прокурорского надзора недопустим. Данную точку зрения разделяют и суды (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12.09.2017 по делу N 33-6492/2017, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 14.09.2017 по делу N 33а-1918/2017, постановление Ивановского областного суда от 12.01.2016 по делу N 4А-6/2016, апелляционное определение Тамбовского областного суда от 26.08.2015 по делу N 33-2375/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 26.08.2015 по делу N 33-1486/2015).
*(2) Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).