Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Организация, помимо иной деятельности, осуществляет проведение протокольных мероприятий, организуемых при приеме официальных делегаций. Протокольные мероприятия предполагают наличие алкоголя, который передается членам делегаций в качестве сувениров или подарков. У организации отсутствует лицензия на алкогольную продукцию, поэтому алкоголь для сувенирных и подарочных нужд приобретается в розницу по безналичному расчету. Является ли нарушением Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" закупка алкоголя в розницу в целях использования только для собственных нужд и хранение его на складе организации без лицензии?

Организация, помимо иной деятельности, осуществляет проведение протокольных мероприятий, организуемых при приеме официальных делегаций.
Протокольные мероприятия предполагают наличие алкоголя, который передается членам делегаций в качестве сувениров или подарков.
У организации отсутствует лицензия на алкогольную продукцию, поэтому алкоголь для сувенирных и подарочных нужд приобретается в розницу по безналичному расчету.
Является ли нарушением Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" закупка алкоголя в розницу в целях использования только для собственных нужд и хранение его на складе организации без лицензии?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Закупка и хранение организацией алкогольной продукции, используемой для собственных нужд, не связанных с производством и продажей такой продукции, не требуют лицензии и не противоречат закону.

Обоснование вывода:
Отношения, связанные с оборотом алкогольной продукции, урегулированы Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Виды лицензируемой деятельности в области оборота алкогольной продукции перечислены в п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ. В числе прочих к ним относятся:
- производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
- хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
- закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Закупка алкогольной продукции для собственных нужд (например, в целях обеспечения протокольных или праздничных мероприятий), равно как и ее дарение (деловым партнерам, членам делегаций и т.п.) к таким видам деятельности не отнесена и ими не охватывается.
Кроме того, Закон N 171-ФЗ исключает из разряда подлежащих лицензированию такой вид деятельности, как закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях (абзац четвертый п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ). При этом законодательство не раскрывает содержания понятия "иные цели", однако полагаем, что поскольку в рассматриваемом случае покупатель не осуществляет последующую реализацию алкогольной продукции, а использует ее для собственных нужд, указанная норма распространяется на него в полной мере, и получать лицензию для закупки алкогольной продукции ему не нужно.
Что касается хранения алкогольной продукции, то данный вид деятельности, как мы указывали ранее, отнесен к подлежащим лицензированию (абзац пятый п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ). Однако, как следует из п. 2, абзацев пятого и шестого п. 4 ст. 18 Закона N 171-ФЗ, хранение алкогольной продукции лицензируется как самостоятельный вид деятельности в тех случаях, когда хранение не сопряжено с закупкой или производством, а также дальнейшими поставками или розничной продажей алкогольной продукции.
Иными словами, лицензированию в соответствии с абзацем пятым п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ подлежит хранение организацией алкогольной продукции, не являющейся собственностью данной организации.
Данный вывод согласуется с позицией Росалкогольрегулирования, разъяснившего, что лицензированию подлежит хранение организацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, не являющихся собственностью данной организации, к примеру, на таможенных складах временного хранения либо изъятых из незаконного оборота (Информация Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "Лицензирование хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции").
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, в свою очередь, указал, что упомянутая лицензия требуется в случае оказания услуг третьим лицам по хранению принадлежащей им алкогольной продукции (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47).
Данной правовой позицией руководствуются и нижестоящие суды. Так, в частности, основываясь на этих разъяснениях, Арбитражный суд Сахалинской области по одному из дел отметил, что временное хранение в подсобном помещении магазина алкогольной продукции продавца для личных нужд, а не продукции третьих лиц, не может быть признано лицензируемым видом деятельности. В противном случае обязанность по получению соответствующей лицензии на хранение своей алкогольной продукции возникает у неопределенного круга лиц, что противоречит публичному порядку получения лицензии на конкретный вид деятельности (решение Арбитражного суда Сахалинской области от 23.11.2015 по делу N А59-4373/2015).
Таким образом, по смыслу ст. 18 Закона N 171-ФЗ закупка и хранение организацией алкогольной продукции, используемой ею для собственных нужд, не связанных с производством и продажей такой продукции, не требуют лицензии.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

29 марта 2018 г.