Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Нужно ли учреждению менять при смене наименования юридического лица (переименовано в 2015 году) свидетельства о праве собственности, о праве оперативного управления, о праве бессрочного (постоянного) пользования землей, выданные 2014 году?

Нужно ли учреждению менять при смене наименования юридического лица (переименовано в 2015 году) свидетельства о праве собственности, о праве оперативного управления, о праве бессрочного (постоянного) пользования землей, выданные 2014 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время государственная регистрация прав на недвижимость удостоверяется не свидетельством, а исключительно выпиской из ЕГРН. В приведенной ситуации учреждение вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН.

Обоснование вывода:
В соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в кадастр недвижимости и реестр прав на недвижимость, являющиеся составными частями единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), включаются, в частности, сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, и пр. (ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Особо отметим, что с 15 июля 2016 года (с даты вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ) проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость удостоверяется не свидетельством о государственной регистрации права, а исключительно выпиской из ЕГРН (ст. 28 Закона N 218-ФЗ). Форма выписки, состав включаемых в нее сведений, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со ст. 62 Закона N 218-ФЗ (приказы Минэкономразвития РФ от 23.12.2015 N 968, от 20.06.2016 N 378 и от 25.12.2015 N 975).
Внесение дополнительных сведений в ЕГРН (после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости) осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в уведомительном порядке (ст. 13 Закона N 218-ФЗ). Причем, как следует из положений ст.ст. 35-38 Закона N 218-ФЗ, внесение изменений в ЕГРН в уведомительном порядке возможно только в случаях, предусмотренных в указанных статьях. Изменение сведений о наименовании юридического лица - правообладателя недвижимости к таким случаям не относится.
Согласно ч. 9 ст. 32 Закона N 218-ФЗ, устанавливающей правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений в содержащиеся в указанных реестрах сведения о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе направляет в орган регистрации прав соответствующие сведения.
Такие сведения об изменениях, внесенных в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о юридическом лице, предоставляются ФНС России органу регистрации прав (Росреестру и его территориальным органам) в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (письмо Федеральной налоговой службы от 14.07.2017 N ГД-4-14/13762).
Таким образом, в соответствии с требованиями Закона N 218-ФЗ сведения об изменении наименования юридического лица, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости (здания, помещения и земельные участки), подлежат внесению в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании сведений, предоставленных ФНС.
Однако в рассматриваемой ситуации наименование юридического лица изменилось до 1 января 2017 года, то есть до вступления в силу Закона N 218-ФЗ (ч. 1 ст. 72 указанного закона). А по смыслу положений ч. 6 ст. 72 Закона N 218-ФЗ, после вступления указанного закона в силу сведения ЕГРП и государственного кадастра недвижимости автоматически считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требуют дополнительного подтверждения. При этом положениями ныне утратившего силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предусматривалась обязанность направления органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, информации об изменении сведений о юридическом лице для включения в ЕГРП.
Обязанность юридических лиц - правообладателей подавать сведения о смене наименования в целях актуализации информации, содержащейся в ЕГРН, законодательно не установлена. Однако государственная регистрация права в ЕГРН, удостоверяемая выпиской из ЕГРН, является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ч. 5 ст. 1 Закона N 218-ФЗ). Поэтому, если в рассматриваемой ситуации на текущий момент в ЕГРН включены сведения о прежнем наименовании учреждения, хотя это не установлено требованиями Закона N 218-ФЗ, учреждению целесообразно на основании ч. 1 ст. 33 Закона N 218-ФЗ в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих изменений в ЕГРН. Форма соответствующего заявления и требования к ее заполнению утверждены приказом Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015 N 920 (приложение N 2 к указанному приказу). В течение трех рабочих дней со дня получения заявления орган регистрации прав самостоятельно запросит необходимые сведения в ФНС, после чего принимает решение о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН (ч.ч. 2-5 ст. 33 Закона N 218-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

23 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.