Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Приватизация МУП происходила в 2007 году, в уставе АО предусмотрена возможность его добровольной ликвидации по решению собрания акционеров, единственным акционером на данный момент является муниципальное образование в лице Управления имущественных отношений. Может ли собственник ликвидировать АО, созданное в процессе приватизации?

Приватизация МУП происходила в 2007 году, в уставе АО предусмотрена возможность его добровольной ликвидации по решению собрания акционеров, единственным акционером на данный момент является муниципальное образование в лице Управления имущественных отношений.
Может ли собственник ликвидировать АО, созданное в процессе приватизации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Управление имущественных отношений вправе принять решение о добровольной ликвидации акционерного общества, созданного в процессе приватизации (единственным акционером которого оно является).

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (смотрите также ст. 104 ГК РФ).
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) в соответствии с ГК РФ указанный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. При этом Закон об АО распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории РФ, если иное не установлено Законом об АО и иными федеральными законами. В силу п. 5 ст. 1 Закона об АО особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами РФ о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция"), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий. При этом особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.
На основании п.п. 1 и 2 ст. 21 Закона об АО общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона об АО и устава общества. В этом случае совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, а общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (если в обществе только один акционер, он самостоятельно принимает соответствующее решение). При этом каких-либо исключений в отношении акционерных обществ, единственным акционером которых является муниципальное образование, законом не предусмотрено.
Действительно, в указанном Вами судебном решении арбитражный суд, ссылаясь на ст. 1 Закона об АО и на разъяснения, данные в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2005 N 19, сделал вывод о том, что с 27.04.2002 особенности создания и правового положения соответствующих акционерных обществ регулируются вступившим с этой даты в силу Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а указанный закон не предусматривает возможности прекращения деятельности акционерного общества, созданного при приватизации государственного имущества, путем принятия решения Комитетом по управлению государственным имуществом субъекта РФ о ликвидации юридического лица. В связи с этим отметим, что указанное судебное решение было принято более десяти лет назад, при этом нам не удалось обнаружить фактов вынесения арбитражными судами аналогичных по содержанию решений в дальнейшем. К тому же отсутствие в Законе о приватизации положений, регламентирующих ликвидацию соответствующих акционерных обществ, не может рассматриваться как ограничение прав акционеров в части принятия решения о ликвидации юридического лица.
Отметим, что в дальнейшем при рассмотрении подобных дел арбитражные суды исходили из того факта, что по окончании срока приватизации деятельность акционерного общества, созданного на базе приватизированного государственного предприятия, полностью переходит в сферу регулирования Закона об АО (постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.07.2004 N А19-13139/03-9-Ф02-2571/04-С2, ФАС Дальневосточного округа от 16.06.2006 N Ф03-А24/06-1/1057). При этом в арбитражной практике получила распространение противоположная позиция по данному вопросу (т.е. признается право акционера принимать решение о ликвидации общества) (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 03.08.2007 N А68-4132/06-581/Б, решения Арбитражного суда Кемеровской области от 12.07.2013 по делу N А27-5551/2013, Арбитражного суда Кировской области от 08.02.2010 по делу N А28-20198/2009). По нашему мнению, именно такая позиция соответствует законодательству.
Таким образом, полагаем, что Управление имущественных отношений вправе принять решение о добровольной ликвидации акционерного общества, созданного в процессе приватизации (единственным акционером которого оно является).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

30 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.