Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИП применяет УСН, зарегистрирован в Крыму. Он собирается открыть в г. Москве торговую точку, а именно передвижной "островок" в торговом центре. ИП будет продолжать применять УСН, приобретать патент, он не планирует переходить на уплату ЕНВД в отношении данного вида деятельности. ИП планирует арендовать в торговом центре прилавок, расположенный на площади, не превышающей 5 кв. м., для розничной торговли. В какой налоговый орган ИП должен уплачивать налог в связи с применением УСН с указанного вида деятельности? По какой ставке необходимо уплачивать налог? Возникает ли у ИП обязанность по уплате торгового сбора?

ИП применяет УСН, зарегистрирован в Крыму. Он собирается открыть в г. Москве торговую точку, а именно передвижной "островок" в торговом центре. ИП будет продолжать применять УСН, приобретать патент, он не планирует переходить на уплату ЕНВД в отношении данного вида деятельности. ИП планирует арендовать в торговом центре прилавок, расположенный на площади, не превышающей 5 кв. м., для розничной торговли. В какой налоговый орган ИП должен уплачивать налог в связи с применением УСН с указанного вида деятельности? По какой ставке необходимо уплачивать налог? Возникает ли у ИП обязанность по уплате торгового сбора?

 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В сложившейся ситуации индивидуальному предпринимателю необходимо представлять отчетность и уплачивать налоги по УСН в налоговый орган по месту жительства. При этом налоги уплачиваются по ставкам, установленным для УСН в регионе его проживания (в данной ситуации - в Республике Крым).

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий торговую деятельность в торговом центре, расположенном в г. Москве, признается плательщиком торгового сбора, который уплачивается в бюджет г. Москвы (при отсутствии права на льготу).

 

Обоснование вывода:

 

УСН

 

Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту его жительства. Такая постановка осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП (п. 3 ст. 83 НК РФ). Кроме того, согласно п. 1 ст. 83 НК РФ физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Иными основаниями, с которыми НК РФ связывает необходимость постановки предпринимателей на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности, являются, в частности, возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога на игорный бизнес (п. 2 ст. 366 НК РФ), налога на добычу полезных ископаемых (ст. 335 НК РФ) или ЕНВД для отдельных видов деятельности (п. 2 ст. 346.28 НК РФ). Также возникает обязанность постановки на учет при осуществлении деятельности по УСН на основе патента и в случае возникновения обязанности уплачивать торговый сбор.

В данной ситуации ИП применяет УСН и не планирует приобретать патент и переходить на уплату ЕНВД в отношении указанного в вопросе вида деятельности. Следовательно, ИП не обязан вставать на учет в налоговый орган по месту осуществления деятельности как плательщик налога в связи с применением УСН (письма Минфина России от 16.10.2012 N 03-11-11/309, УФНС по Калининградской области от 29.10.2008 N ВЛ-11-17/13152).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Особых условий для предоставления налоговой декларации при осуществлении деятельности в другом регионе НК РФ не предусматривает.

Поскольку в рассматриваемом случае ИП применяет УСН, уплата соответствующих налогов, а также сдача налоговой отчетности должны производиться по месту жительства ИП. При этом подавать какие-либо сведения в налоговую инспекцию по месту осуществления деятельности в другом регионе не нужно (письма УФНС России по г. Москве от 02.06.2009 N 20-14/2/057841@, от 05.03.2009 N 20-14/2/019619, от 05.02.2009 N 20-14/2/009990@).

При этом уплата налога производится по ставкам, утвержденным в регионе, в котором ИП состоит на учете в налоговом органе (смотрите также письмо ФНС России от 15.01.2016 N СД-4-3/290@).

Ставки налога, уплачиваемого при УСН, установлены ст. 346.20 НК РФ и зависят от объекта налогообложения.

Законом N 379-ФЗ ст. 346.20 НК РФ дополнена п. 3, которым предусмотрено, что Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для всех или отдельных категорий налогоплательщиков.

С 1 января 2015 года на территории Республики Крым действует Закон Республики Крым от 29.12.2014 N 59-ЗРК/2014 "Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым" (далее - Закон N 59-ЗРК/2014). Согласно ст. 2 Закона N 59-ЗРК/2014 в отношении периодов 2015-2016 годов по налогу, уплачиваемому при применении УСН, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:

- в размере 3% - если объектом налогообложения являются доходы;

- в размере 7% - если объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Каких-либо ограничений в отношении ИП, зарегистрированных на территории Республики Крым, но при этом осуществляющих деятельность в другом регионе, НК РФ и Законом N 59-ЗРК/2014 не установлено.

Следовательно, ИП, применяющий УСН, зарегистрированный в налоговом органе по месту жительства в Республике Крым, в 2016 году исчисляет налог по ставкам, установленным Законом N 59-ЗРК/2014 как в отношении доходов, полученных от деятельности на территории Республики Крым, так и в отношении доходов, полученных от осуществления деятельности на территории г. Москвы.

 

Торговый сбор

 

Плательщиками торгового сбора признаются организации и ИП, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 411 НК РФ).

На территории г. Москвы торговый сбор введен с 1 июля 2015 года Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (далее - Закон N 62).

Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 412 НК РФ).

Торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли (п. 1 ст. 413 НК РФ). Обращаем внимание, что под объектом осуществления торговли понимаются не любые "здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка", а только те, "с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор" (п. 4 ст. 413 НК РФ).

Вид деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, - торговая деятельность. При этом в целях главы 33 НК РФ к торговой деятельности относятся виды торговли, перечисленные в п. 2 ст. 413 НК РФ:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Для целей главы 33 НК РФ под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

С учетом изложенного выше на территории г. Москвы плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели при одновременном выполнении следующих условий:

1) они осуществляют виды торговли, отнесенные к торговой деятельности;

2) такая торговая деятельность осуществляется ими на объектах осуществления торговли, перечисленных в п. 4 ст. 413 НК РФ. Здесь обращаем Ваше внимание, что наличие или отсутствие у налогоплательщика права собственности на объект, через который осуществляется торговля, роли не играет, т.к. объектом обложения сбором признается именно "использование такого объекта для осуществления торговли", т.е. сбор должен уплачивать тот, кто непосредственно торгует, а не собственник объекта торговли. То есть плательщиками сбора могут быть в том числе и арендаторы;

3) в отношении таких организаций и индивидуальных предпринимателей не применяются льготы, установленные п. 2 ст. 411 НК РФ и ст. 3 Закона N 62 (рекомендуем подробно ознакомиться с указанным перечнем).

В данной ситуации ИП предполагает осуществлять торговую деятельность на арендованном прилавке, расположенном в торговом центре. То есть торговля будет производиться через объект стационарной торговой сети.

Таким образом, если ИП не подпадает под действие льгот, предусмотренных п. 2 ст. 411 НК РФ и ст. 3 Закона N 62, то в рассматриваемом случае он будет являться плательщиком торгового сбора.

Причем объектом обложения является именно процесс торговли, а не сам физический объект, через который она осуществляется. Это значит, что само по себе наличие торгового объекта не влечет обложения сбором до тех пор, пока это имущество не начнет использоваться в торговой деятельности.

Поэтому в п. 2 ст. 412 НК РФ определены понятия дат, связанные с осуществлением торговой деятельности:

1) дата возникновения объекта обложения сбором - дата начала использования объекта торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;

2) дата прекращения объекта обложения сбором - дата прекращения использования объекта торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.

При возникновении объекта обложения торговым сбором ИП обязан встать на учет в налоговом органе в качестве плательщиков торгового сбора не позднее 5 дней с даты возникновения объекта.

В письме Минфина России от 19.10.2015 N 03-11-09/59842 разъяснено, что организации и ИП, имеющие объекты осуществления торговли, но фактически их для торговой деятельности не использующие, представлять в налоговый орган уведомление о поставке на учет в качестве плательщика торгового сбора до начала использования указанных объектов для торговой деятельности, не должны. Смотрите также письмо ФНС России от 10.11.2015 N СД-4-3/19613@.

В соответствии с п. 7 ст. 416 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются:

- по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;

- по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях.

В данной ситуации ИП планирует осуществлять торговую деятельность в торговом центре, то есть с использованием объекта недвижимого имущества. Следовательно, не позднее 5 дней с даты начала торговой деятельности он обязан встать на учет в налоговом органе по месту нахождения торгового центра как плательщик торгового сбора. Смотрите письмо ФНС России от 16.06.2015 N ГД-4-3/10382@.

Периодом обложения торговым сбором признается квартал (ст. 414 НК РФ).

Сумма торгового сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором начиная с квартала, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли (п. 1 ст. 417 НК РФ).

Ставки торгового сбора установлены ст. 2 Закона N 62.

Торговый сбор надо уплачивать не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (кварталом) (п. 2 ст. 417 НК РФ).

Обратите внимание, что в соответствии с п. 8 ст. 346.21 НК РФ в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, в дополнение к суммам уменьшения, установленным п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.

Следовательно, на сумму торгового сбора, зачисляемого в бюджет г. Москвы, можно уменьшить только сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, перечисляемого в бюджет г. Москвы (письма Минфина России от 18.12.2015 N 03-11-09/78212, ФНС России от 06.04.2016 N СД-4-3/5922@, от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@ и др.).

Однако в данной ситуации ИП зачисляет налог, исчисляемый при применении УСН, в бюджет Республики Крым. Следовательно, если в данной ситуации ИП применяет УСН с объектом обложения доходы, то он не вправе уменьшить налог, исчисленный в связи с применением УСН, на сумму торгового сбора, уплачиваемого в бюджет г. Москвы. Смотрите письма Минфина России от 27.05.2016 N 03-11-13/30750, от 02.11.2015 N 03-11-06/63155, от 15.07.2015 N 03-11-09/40621.

При этом, если ИП применяет УСН с объектом обложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то он может уменьшить сумму дохода на сумму уплаченного торгового сбора на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (письмо Минфина России от 23.07.2015 N 03-11-09/42494).

 

Рекомендуем ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах плательщиков торгового сбора;

- Энциклопедия решений. Совмещение уплаты торгового сбора с применением специальных режимов налогообложения;

- Энциклопедия решений. Торговый сбор при уплате налога на прибыль организаций;

- Энциклопедия решений. Плательщики торгового сбора;

- Энциклопедия решений. Порядок исчисления и уплаты торгового сбора. Период обложения;

- Энциклопедия решений. Объект обложения торговым сбором;

- Энциклопедия решений. Ставки торгового сбора.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Мельникова Елена

 

2 сентября 2016 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.